Решение Калининградского областного суда от 30.01.2023 по делу N 3а-33/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16.06.2022 N 295 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года N 218">



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 января 2023 г. по делу в„– 3а-33/2023

(УИД: 39OS0000-01-2022-000296-06)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "Военторг-Запад" об оспаривании нормативного акта Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в„– 295 от 16 июня 2022 года,

установил:

АО "Военторг-Запад" обратилось с административным иском в суд, указывая, что 13 апреля 2021 года решением Калининградского областного суда по делу в„– 3а-142/2021 исковые требования административного истца удовлетворены, признан утратившим силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в„– 203 от 04 мая 2018 года, а также недействующим и не подлежащим применению п. 15 норматива накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года в„– 218, и обязал Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий норматив накопления твердых коммунальных отходов по объектам "промтоварные магазины" на период с 14 мая 2018 года. Административный ответчик во исполнение решения суда от 13 апреля 2021 года издал приказ от 16 июня 2022 года в„– 295 о внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 г. в„– 218, которым установил новые нормативы накопления твердых коммунальных отходов. На основании этого приказа ГП КО "ЕСОО" произвел перерасчет и предъявил АО "Военторг-Запад" к оплате вновь сформированную задолженность за уже оплаченный период заявителем ранее оказанных услуг по договору. Согласно п. 3 приказа от 16 июня 2022 года в„– 295 Министерство распространило действие приказа на период с 14 мая 2018 года, в связи с чем региональный оператор пересчитал стоимость оказанных услуг Заявителю по обращению с ТКО за период с 01 января 2019 г. по 16 июня 2022 г. Полагает приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16.06.2022 в„– 295, а именно в части п. 3, которым указано на распространение действия нормативно-правового акта во времени и придания ему обратной силы незаконным необоснованным, нарушающим его права, поскольку он противоречит основополагающему конституционному принципу невозможности придания обратной силы закону, ухудшающему положение потребителя. Приказом в„– 218 Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года были установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в муниципальных образованиях Калининградской области для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов согласно приложению в„– 1 и нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области согласно приложению в„– 2, при этом в отношении промтоварных магазинов были установлены следующие нормативы на 1 м2 торговой площади: норматив накопления - 1,5 куб. м/год, 165 кг/год, плотность - 110 кг/м куб. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16 июня 2022 г. в„– 295 установлены следующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов в следующем виде: строки 14, 15, 16, приложения к приказу на один куб. м общей площади: 14 - Магазины продовольственные, в том числе супермаркеты, гипермаркеты, универсамы, универмаги: норматив накопления - 0,6 куб. м/год, 42 кг/год, плотность - 70 кг/куб. м. 15 - Магазины промтоварные, магазины строительных товаров, магазины, хозяйственных товаров: норматив накопления - 0,3 куб. м/год, 34 кг/год, плотность - 113 кг/куб. м; 16 - Рынки, ярмарки, киоски, торговые павильоны, лотки: норматив накопления - 0,6 куб. м/год, 50 кг/год, плотность - 83 кг/куб. м. Административный истец по дату вынесения Приказа в„– 295 от 16.06.2022 г. надлежащим образом исполнял свои обязательства по заключенному Договору с региональным оператором по обращению с ТКО, однако, ГП КО "ЕСОО" доначислил стоимость услуг по обращению с ТКО за период с 01.09.2019 по 23.07.2021 года на общую сумму 1257213,70 рублей, т.е. стоимость услуги за предыдущий период до вынесения приказа увеличилась практически в 2 раза, то есть его положение ухудшено. С учетом уточнений, просит признать недействующим строки 14, 15 п.п. 1 п. 1, п. 3 Приказа от 16.06.2022 в„– 295 Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Представитель административного истца АО "Военторг-Запад" Беляев В.М. заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям. Пояснил, что установление тарифа на обращение с ТКО исходя из общей площади магазина неправомерно, поскольку ухудшает положение коммерческих субъектов, общая площадь магазинов которых существенно отличаются от их торговой площади. Полагал вновь установленные нормативы обращения с ТКО не проверенными в установленном порядке, поскольку на представленный проект экспертной организацией ППК "Российский экологический оператор" были принесены замечания, и их устранение административным ответчиком не подтверждено.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Мусагитова Л.Д. заявленные административные исковые требования не признала. Согласно письменному отзыву, оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках полномочий Министерства. В силу п. 1 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 в„– 642, исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами, является Министерство. Из подпункта 9 п. 16 указанного положения следует, что Министерство устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В связи с передачей полномочий приказом министра природных ресурсов и экологии Калининградской области издан оспариваемый приказ от 14.05.2018 в„– 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 04 мая 2018 года в„– 203". В установленном порядке приказ опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17.05.2018. Во исполнение решения Калининградского областного суда от 13 апреля 2021 года по делу в„– 3а-142/2021, которым Министерство обязано принять нормативный правовой акт, устанавливающий норматив накопления твердых коммунальных отходов по объектам "промтоварные магазины" на период, начиная с 14 мая 2018 года, административным ответчиком принят оспариваемый нормативный правовой акт. Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 июня 2022 года, номер опубликования: 3901202206200001. Распространение положений приказа на правоотношения, возникшие с 14 мая 2018 года, не противоречит требованиям действующего законодательства. В федеральном законодательстве отсутствует общее правило, ограничивающее субъекты РФ в возможности придания обратной силы принимаемым ими актам. Конкретные сроки вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных актов определяются в порядке, установленном законодательством субъекта РФ или уставом муниципального образования соответственно. Действующее законодательство не содержит запрета на возможность распространения действия нормативных правовых актов на прошлое время. Оспариваемый нормативный правовой акт не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, поскольку регулирует правоотношения, возникшие в сфере государственно-правового регулирования, которые носят публичный характер, в связи с чем, не представляется возможным говорить о несоответствии его пункту 2 статьи 4 ГК РФ, его положения не нарушают права административного истца, который в случае несогласия с расчетом накопления ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО вправе обратиться в арбитражный суд. Увеличение суммы платы за ТКО для отдельных субъектов хозяйствования произошло за счет того, что для расчета стала приниматься не торговая площадь магазинов, как это было установлено в отмененном приказе от 14.05.2018 в„– 218, а их общая площадь. Действующие нормативы накопления ТКО установлены Министерством на основании сезонных замеров отходов, проведенных подведомственной Министерству организацией - ГАУ КО "Экологический центр "ЕКАТ-Калининград" в 2019-2020 гг. Организация работ по разработке нормативов включала проведение натурных исследований (замеров) в течение 4 сезонов на категориях объектов, в отношении которых устанавливаются нормативы накопления ТКО. Замеры производились на 7 объектах, расположенных в 4 муниципалитетах: 2 объекта в г. Советск, 2 объекта в г. Черняховск, 2 объекта в г. Калининград и 1 объект в г. Гусев на протяжении четырех сезонов. Во исполнение пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 в„– 1815 обосновывающие материалы по установлению нормативов накопления ТКО направлены Министерством в адрес публично-правовой компании "Российский экологический оператор" (далее - ППК "РЭО") для проведения экспертизы на предмет соответствия сведений, представленных в обращении при установлении нормативов, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, в части проверки расчетов по определению нормативов, сравнительного анализа представленных сведений и данных, содержащихся в территориальной схеме. По результатам указанной экспертизы от ППК "РЭО" получены рекомендации.
Представитель ГП КО "ЕСОО" Гусева А.А. в удовлетворении административных исковых требований полагала необходимым отказать. Установленные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в„– 295 от 16 июня 2022 года нормативы накопления ТКО в числовом выражении по весу и объему меньше, чем отмененные решением суда по делу в„– 3а-142/2021. В связи с тем, что актуальные нормативы исчислены исходя из общей площади магазинов, а не торговой площади, в связи с их введением возникла задолженность у владельцев объектов, торговая площадь которых существенно отличалась от общей. Напротив, при совпадении торговой и общей площади магазинов (или незначительной их разнице) у их владельцев возникла дебеторская задолженность, которая также рассчитана ГП КО "ЕСОО".
Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 названного Федерального закона в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Абзацем 14 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года в„– 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Решением Калининградского областного суда Калининградской области от 26 июля 2021 года по делу в„– 3а-142/2021 признан не действующим и не подлежащим применению со дня вступления в силу пункт 15 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года в„– 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года в„– 203", суд также обязал Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий норматив накопления твердых коммунальных отходов по объектам "промтоварные магазины" на период, начиная с 14 мая 2018 года.
Решением Калининградского областного суда Калининградской области от 21 июня 2022 года по делу в„– 3а-147/2022 признан недействующим и не подлежащим применению п. 6 этого же нормативного акта (в отношении категории объектов "рестораны, кафе, учреждения общественного питания"), суд обязал Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов "рестораны, кафе, учреждения общественного питания" на период времени с 14 мая 2018 года.
Во исполнение решения Калининградского областного суда от 26 июля 2021 года по административному делу в„– 3а-142/2021 16 июня 2022 года Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области издан приказ в„– 295, которым установлены следующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов: строки 14, 15, 16, приложения к приказу на один куб. м общей площади: 14 - Магазины продовольственные, в том числе супермаркеты, гипермаркеты, универсамы, универмаги: норматив накопления - 0,6 куб. м/год, 42 кг/год, плотность - 70 кг/куб. м. 15 - Магазины промтоварные, магазины строительных товаров, магазины хозяйственных товаров: норматив накопления - 0,3 куб. м/год, 34 кг/год, плотность - 113 кг/куб. м; 16 - Рынки, ярмарки, киоски, торговые павильоны, лотки: норматив накопления - 0,6 куб. м/год, 50 кг/год, плотность - 83 кг/куб. м.
В силу п. 1 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 в„– 642, исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами, является Министерство. Из подпункта 9 п. 16 указанного положения следует, что Министерство устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Приказ Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16 июня 2022 года в„– 295 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 июня 2022 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке.
АО "Военторг-Запад" осуществляет коммерческую деятельность на территории Калининградской области, в том числе розничную торговлю.
Правоотношения, связанные с обращением с ТКО, образующимися в ходе деятельности АО "Военторг-Запад" в Калининградской области, регулируются, в том числе, нормативами накопления ТКО, в связи с чем Общество вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании нормативного акта, такие нормативы устанавливающего.
1 января 2019 года между ГП "ЕСОО" и АО "Военторг-Запад" заключен договор на оказание услуг на обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), по условиям которого ГП "ЕСОО" обязалось принимать от Общества ТКО и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством, а административный истец - оплатить соответствующую услугу по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора, исходя из объема принимаемых твердых коммунальных отходов, расчет которого производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года в„– 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных пунктом 6 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года в„– 218.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года в„– 269 утверждены Правила определения нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).
Как следует из положений пункта 7 Правил определения нормативов накопления ТКО в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:
а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;
б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300-500 тыс. человек;
в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
В силу пункта 8 Правил определения нормативов накопления ТКО на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года в„– 24/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО (далее - Методические рекомендации).
В приложении 1 Методических рекомендаций определены категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО. Из него следует, что такие нормативы для продовольственных, промтоварных магазинов, супермаркетов (универмагов) устанавливаются исключительно из расчета на 1 кв. м общей площади, расчет исходя из торговой площади не предусмотрен.
Согласно пунктам 6, 7 Методических рекомендаций для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых:
а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство;
б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;
в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
Рекомендуется определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9-12 Правил определения нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций в„– 524/пр массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления.
В силу пункта 13 Правил норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил в„– 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Норматив накопления ТКО в Приказе от 16 июня 2022 года в„– 295 для категории промтоварные магазины установлен на основании сезонных замеров отходов, проведенных подведомственной Министерству организацией - ГАУ КО "Экологический центр "ЕКАТ-Калининград" в 2019-2020 гг.
26 февраля 2019 года издан приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от в„– 128 "О разработке нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области в 2019-2020 годах" (с учетом изменений, внесенных приказом в„– 243 от 17 апреля 2019 года) которым предписано организовать работы по разработке нормативов включает в себя, проведение натурных исследований (замеров) в течение четырех сезонов на категориях объектов, в отношении которых устанавливаются нормативы накопления ТКО, определение нормативов накопления ТКО, согласование и утверждение нормативов, осуществление контроля и приемку проведенных работ по разработке нормативов. Проведение исследований и определение нормативов возложено на подведомственное Министерству ГАУ КО "Экологический центр "ЕКАТ-Калининград".
Такие исследования (замеры) были проведены ГАУ КО "Экологический центр "ЕКАТ-Калининград". Как следует из сводных ведомостей, замеры производились на 7 объектах, расположенных в 4 муниципалитетах: 2 объекта в г. Советск, 2 объекта в г. Черняховск, 2 объекта в г. Калининград и 1 объект в г. Гусев.
Замеры проведены на протяжении 4 сезонов: осень (ноябрь 2019), зима (декабрь 2019), весна (май 2020), лето (август 2020) по каждому из объектов непрерывно на протяжении 7 календарных дней.
На основании указанных данных рассчитан среднесуточный норматив за сезон по каждому из объектов, среднесуточный норматив за сезон, среднесезонный суточный норматив и годовой норматив, что отражено в сводной годовой ведомости.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 в„– 1815 "Об утверждении правил направления субъектами Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов" обосновывающие материалы по установлению (корректировке) нормативов накопления ТКО направлены Министерством в адрес публично-правовой компании "Российский экологический оператор" (далее - ППК "РЭО") письмом исх. в„– 5391-ОС от 11 июня 2021 года для проведения экспертизы на предмет соответствия сведений, представленных в обращении при установлении нормативов, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, в части проверки расчетов по определению нормативов, сравнительного анализа представленных сведений и данных, содержащихся в территориальной схеме.
Согласно рекомендациям ППК "РЭО" исх. в„– 2400/21 от 23 июня 2021 года, выданным по результатам изучения обосновывающих материалов, по сравнению с действующими значениями предлагается в основном снижение нормативов накопления ТКО по отдельным категориям образователей отходов как в единицах измерения массы, так и в единицах измерения объема. Согласно ведомостям первичных записей натурных исследований количества ТКО, некоторые данные демонстрируют идентичную динамику наполняемости как по контейнерам, так и по дням недели; данные о количестве ТКО на контейнерных площадках, где вывоз осуществляется не ежедневно, заполнены менее 7 раз в неделю, в большинстве дней количество отходов равно "0". На основании экспертизы сделан вывод о том, что проведенные расчеты частично не соответствуют требованиям Правил. Оператор рекомендовал провести дополнительную проверку ведомостей для первичных записей количества ТКО на предмет корректного отражения данных, включая адреса с не ежедневным вывозом ТКО.
Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Кудрявцева О.А. пояснила, что работает в должности ведущего специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, и принимала участие в проверке данных замеров, представленных ГАУ КО "Экологический центр "ЕКАТ-Калининград", и нормативов накопления ТКО в 2021 году. Замечания ППК "РЭО", изложенные в рекомендациях исх. в„– 2400/21 от 23 июня 2021 года, сводились к тому, что при составлении ведомостей учета ТКО по объектам, на которых в некоторые дни вывоз мусора не осуществлялся по причине его отсутствия, за эти дни ставился прочерк, в то время как следовало указать "0", и такой день должен был учитываться в общем недельном объеме. На конечный результат это замечание не повлияло, данный недостаток был устранен. Повторно ведомости были направлены в ППК "РЭО" для проверки, данное учреждение согласилось с их правильностью, однако, официальное подтверждение об исправлении недостатков им направлено не было.
Изучив представленные сводные и первичные ведомости, иные материалы, обосновывающие норматив накопления ТКО, установленный в строках 14, 15 п.п. 1 п. 1, п. 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16 июня 2022 года в„– 295, суд не находит оснований для признания его необоснованным.
Выборка объектов (7 объектов - 2 объекта в г. Советске, 2 объекта в г. Черняховске, 2 объекта в г. Калининграде, 1 объект в г. Гусеве) по их характеристикам, локализации обеспечивает необходимую репрезентативность. Количество и периодичность замеров соответствуют Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года в„– 24/пр. Правильность расчетов арифметических равенств проверена при их оформлении в программе "Excel", а также ППК "РЭО". Вопреки мнению представителя административного истца, действующим законодательством не предусмотрена дача заключения или подтверждения в иной форме российским экологическим оператором устранения недостатков, указанных им в рекомендациях.
Относительно доводов административного иска о невозможности придания обратной силу нормативному акту, ухудшающего положение потребителя, суд приходит к следующему.
При сравнении нормативов накопления ТКО, установленных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16 июня 2022 года в„– 295 по строкам 14, 15, видно, что они в числовом выражении менее установленных Приказом от 14 мая 2018 года в„– 218, однако, эти объемы исчисляются исходя не из торговой площади магазина, как это было определено в отмененном нормативном акте, а из его общей площади.
Следовательно, данное изменение норматива накопления ТКО невыгодно для субъектов коммерческой деятельности, владеющих магазинами, торговая и общая площади которых значительно различаются; обратная ситуация складывается для владельцев магазинов, разница в торговой и общей площади которых несущественна либо отсутствует.
При таких обстоятельствах невозможно признать, что принятый нормативный акт ухудшает положение потребителей услуг по обращению с ТКО.
Кроме того, субъект, производящий ТКО и пользующийся услугой по обращению с ними, в контексте рассматриваемых правоотношений не равнозначен понятию "потребитель" в смысле, придаваемом ему Законом РФ "О защите прав потребителей". Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16 июня 2022 года в„– 295 в оспариваемой части устанавливает норматив для субъектов коммерческой деятельности.
Рассматриваемый Приказ не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, поскольку регулирует правоотношения, возникшие в сфере государственно-правового регулирования, которые носят публичный характер, в связи с чем не представляется возможным говорить о несоответствии оспариваемого акта пункту 2 части 4 ГК РФ. Действующее законодательство не содержит запрета на возможность распространения действия нормативных правовых актов органов власти субъекта РФ, регулирующих вопросы установления нормативов накопления ТКО, на прошлое время. Более того, в данной ситуации, когда нормативный акт, устанавливавший такие нормативы с 1 января 2019 года, был отменен, с целью исключения неопределенности регулирования данных правоотношений решением суда Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области было прямо предписано принять замещающий акт.
Таким образом, Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16 июня 2022 года в„– 295 в части строк 14, 15 п.п. 1 п. 1, п. 3 не противоречит вышестоящим нормативным актам, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований АО "Военторг-Запад" следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований АО "Военторг-Запад" об оспаривании строк 14, 15 п.п. 1 п. 1, п. 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16 июня 2022 года в„– 295 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 6 февраля 2023 года.

Судья
Д.В. Шубин


------------------------------------------------------------------