По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Калининградского областного суда от 17.03.2023 по делу N 3а-84/2023 <О признании недействующими пункта 10106 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16.12.2020 N 177, и пункта 10836 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 N 199>
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2023 г. по делу в„– 3а-84/2023
(УИД: 39OS0000-01-2023-000015-89)
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Б.Е.В. об оспаривании нормативных актов Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199,
установил:
Б.Е.В. обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилого помещения КН <...>, общей площадью 95,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>. Это помещение под пунктами 10106 и 10836 включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177 и от 27 декабря 2021 года в„– 199, соответственно. Включение данного объекта недвижимого имущества в Перечни полагает неправомерным. Данный объект имеет наименование и назначение "нежилое", расположено в многоквартирном жилом доме. В кадастровом паспорте на помещение от 2008 года его наименование указано как "нежилое". Из экспликации к плану помещения видно, что оно состоит из отдельных помещений, имеющих назначение: коридор, кабинет, архив, вспомогательное, что не позволяет сделать однозначный вывод об их офисном назначении. Земельный участок КН <...>, на котором расположен многоквартирный дом, имеет вид разрешенного использования - для строительства многоквартирного дома и благоустройства территории. Просит признать недействующими в даты принятия п. 10106 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, п. 10836 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
Представитель административного истца Б.Е.В. Б.В.В. в судебном заседании заявленные административные требований поддержал по изложенным выше основаниям, полагал, что акт обследования помещения КН <...>, составленный 14 февраля 2023 года, не имеет отношения к настоящему делу, перед периодами 2021-2022 гг. обследование не проводилось. Понятие "кабинет" не идентично понятию "офисное помещение". В 2021-2022 гг. данное помещение не использовалось.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. заявленные административные исковые требования не признала. Согласно письменному отзыву, из п. 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 в„– 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение с КН <...> из общей площади помещения 95,8 кв. м кабинеты составляют 49,8 кв. м или 52% общей площади помещения. Для включения Объекта в Перечни достаточно установить соответствие такого Объекта хотя бы одному из условий согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Самостоятельными условиями являются использование или наименование объекта согласно документам технического учета (инвентаризации). С 2008 года объект принадлежал ООО "Мастер-Строй". Согласно п. 5.1 СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения" от 01.09.2003 помещения в зданиях административного назначения, как правило, составляют следующие основные функциональные группы: кабинеты руководства; рабочие помещения структурных подразделений учреждений и организаций; помещения для совещаний и (или) конференц-залы; помещения информационно-технического назначения, в том числе технические библиотеки, проектные кабинеты, архивы, помещения информационно-вычислительной техники и др. в зависимости от задания на проектирование; входная группа помещений, в том числе вестибюль, аванвестибюль, гардероб, бюро пропусков, помещение охраны; помещения социально-бытового обслуживания, в том числе: помещения предприятий общественного питания, медицинского обслуживания, санитарные узлы, бытовые помещения для обслуживающего и эксплуатационного персонала, спортивно-оздоровительные помещения и др.; помещения технического обслуживания здания, в том числе: ремонтные мастерские, кладовые различного назначения и т.п.; помещения для инженерного оборудования, в том числе: венткамеры, электрощитовые и т.п. 20 августа 2021 года ООО "Мастер-Строй" было ликвидировано. Исходя из акта от 14 февраля 2023 года о фактическом обследовании помещения КН <...> общей площадью помещения 95,8 кв. м на момент обследования площади используются в целях размещения объекта бытового обслуживания - кабинеты салона красоты. До 2023 года по адресу <...> также находился салон красоты.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.ст. 400-401 Налогового кодекса РФ Б.Е.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого помещения, а также решение уполномоченного органа об определении вида фактического использования объекта недвижимости до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования (строений, сооружений) и помещений, при условии, что содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с п.п. 10, 11 Постановления Правительства Калининградской области от 01.07.2016 в„– 330 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения" Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда, в том числе, техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п.п. 13, 15 этого порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование), определения вида фактического использования объектов нежилого фонда.
В силу пп. 96 п. 12 Положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, утв. Постановление Правительства Калининградской области от 27.02.2019 в„– 136, данное ведомство определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Б.Е.В. с 1 октября 2020 года является собственником помещения КН <...>, общей площадью 95,8 кв. м, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Данный объект имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое. Изложенное подтверждается выпиской из ЕГРН.
Помещение КН <...> расположено в многоквартирном жилом доме, который находится на земельном участке КН <...>, имеющем вид разрешенного использования - для строительства многоквартирного дома и благоустройства территории.
Помещение КН <...> под пунктами 10106 и 10836 включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, утвержденные приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177 и от 27 декабря 2021 года в„– 199, соответственно.
До издания оспариваемых нормативных актов обследование помещения Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области не проводилось.
Согласно экспликации площади помещения из технического паспорта, составленного по состоянию на 19 января 2007 года, помещение КН <...> состоит из: коридора 2,7 кв. м, вспомогательной 9,0 кв. м, коридора 5,1 кв. м, кабинета 12,7 кв. м, кабинета 9,4 кв. м, коридора 4,4 кв. м, коридора 7,7 кв. м, кабинета 15,5 кв. м, архива 2,3 кв. м, туалета 3,3 кв. м, вспомогательного 7,6 кв. м, кабинета 12,2 кв. м, веранды 3,9 кв. м.
Как следует из пояснений и отзыва административного ответчика, помещение КН <...> включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, как офисное, что обосновано наличием в нем кабинетов более 20% от общей площади помещения.
Однако, с таким суждением согласиться нельзя.
Наименование помещений "кабинет" не тождественно наименованию "офис" исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 НК РФ, следовательно, площадь всех помещений, имеющих наименование "кабинет" не может приниматься во внимание для включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества. Как указало Министерство в своем отзыве, в налоговые периоды 2021-2022 гг. спорное помещение использовалось как салон красоты, то есть во всяком случае не в качестве офисного.
Из содержащихся в технической документации сведений не следует, что в указанных объектах недвижимости имеются помещения, прямо предназначенные для размещения офисных помещений, торговых помещений либо помещений общественного питания, бытового обслуживания.
В таких условиях неопределенности относительно фактического использования нежилого помещения КН <...> уполномоченному органу следовало провести его обследование, что, как указано выше, выполнено не было.
Акт обследования от 14 февраля 2023 удостоверяет факт работы салона красоты "Love is" в помещении КН <...> в указанную дату, однако, не может быть принят в качестве доказательства работы организации бытового обслуживания в 2021 и 2022 годах. Таковыми доказательствами не являются и скриншоты сайтов сети Интернет, сделанные в 2023 году, которые представил административный ответчик - из содержащейся на страницах информации не следует, что салон красоты работал в спорном помещении в 2021-2022 гг. Кроме того, данные сайты носят информативный и коммерческий характер, достоверность представленных на них сведений не подтверждена.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных помещений в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Министерством относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие помещения КН <...> критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения в Перечни, не представлено.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты в части включения спорного объекта недвижимости в Перечни следует признать недействующими с момента их принятия.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.В соответствии с п.п. 2.1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов размер госпошлины для физического лица составляет 300 рублей.
Оплата госпошлины в сумме 300 рублей административным истцом подтверждается чеком по операциям от 17 января 2023 года.
Уплаченная госпошлина в сумме 300 рублей, исходя из приведенных выше положений ст. 111 КАС РФ, подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Б.Е.В. удовлетворить.
Признать недействующими с даты принятия:
- п. 10106 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177;
- п. 10836 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Взыскать с Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в пользу Б.Е.В. в возмещение судебных расходов 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2023 года.
Судья
Д.В. Шубин
------------------------------------------------------------------