Решение Калининградского областного суда от 17.03.2023 по делу N 3а-62/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 5675 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26.12.2019 N 204, пункта 1690 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16.12.2020 N 177, пункта 2410 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 N 199>



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2023 г. по делу в„– 3а-62/2023

(УИД: 39OS0000-01-2022-000352-32)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Сан Диего" оспаривании нормативных актов: Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199,

установил:

ООО "Сан Диего" обратилось с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилого помещения КН 39:15:121606:40, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, 17б, этаж: 1, 2, пом. XX из литера А, площадью 4584,8 кв. м. В соответствии со ст. 373, 374 НК РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. Нежилое помещение КН 39:15:121606:40 включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 гг. Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204, от 16 декабря 2020 года в„– 177, от 27 декабря 2021 года в„– 199. Включение его в Перечни является неправомерным, поскольку оно не отвечает критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ. До начала налоговых периодов 2020, 2021, 2022 гг. обследование помещения КН 39:15:121606:40, уполномоченным органом не проводилось. Просит признать недействующими с даты принятия: п. 5675 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204; п. 1690 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177; п. 2410 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
Представитель административного истца ООО "Сан Диего" Крузман А.Х. заявленные административные исковые требования поддержал и пояснил, что при включении принадлежащих административному истцу объектов недвижимости в оспариваемые Перечни Министерством экономического развития, промышленности и торговли нарушен установленный порядок, а именно: не истребованы документы при отсутствии необходимой и достаточной информации в ЕГРН, не проведено обследование.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. административные исковые требования не признала. Согласно письменному отзыву, из п. 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 в„– 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. Помещение КН 39:15:121606:40 находится в здании общей площадью 15677,6 кв. м, с КН 39:15:121606:25 с назначением "нежилое" и наименованием "производственное", на земельном участке с КН 39:15:121606:5 с категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под существующие здания, строения, сооружения. В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение от 30 декабря 2010 года из общей площади помещения 4584,8 кв. м, торговые площади составляют 4181,5 кв. м, или 91% общей площади здания. Для включения Объекта в Перечни достаточно установить соответствие такого Объекта хотя бы одному из условий согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 4 статьи 378.2 НК РФ. Сведения ЕГРН о наименовании, которое предусматривает размещение торговых объектов, являются отдельным самостоятельным условием. Также самостоятельными условиями являются использование или наименование объекта согласно документам технического учета (инвентаризации). Согласно официальному сайту торгового комплекса "Мега" https://megakd.ru/ ТК "Мега" - крупнейший торговый комплекс в историческом центре Калининграда, представляет собой единый комплекс зданий торговых центров "Мега Центр", "Мега Маркет", "Мега Дом" и торговой галереи "Сити", связанных общей территорией, многоуровневой подземной (220 мм) и наземной наземных (180 мм) парковкой, а также подземным пешеходным переходом. Согласно официальному сайту, по адресу: ул. Генерал-лейтенанта Озерова, 17б расположен торговый комплекс "Мега Центр", который включает в себя: Fashion-Галерея (2 этажа): 27 арендаторов торговых объектов на первом этаже и 14 арендаторов на втором этаже (Zolla, Л'Этуаль, "Kari", "Буквоед", FUND AY, Venezia и др.); офисная часть (11 этажей); фитнес-центр "City Gym"; мебельная галерея (2 этажа). Согласно выводам Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12.11.2020 в„– 46-П в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость.
Заинтересованное лицо Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "Сан Диего" является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п.п. 10, 11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года в„– 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы: правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п. 13 этого же Порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование).
Установлено, что ООО "Сан Диего" является собственником нежилого помещения КН 39:15:121606:40, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, 17б, этаж: 1, 2, пом. XX из литера А, площадью 4584,8 кв. м.
Помещение КН 39:15:121606:40 находится в здании общей площадью 15677,6 кв. м КН 39:15:121606:25, имеющем назначение "нежилое" и наименование "производственное". Это здание расположено на земельном участке с КН 39:15:121606:5 с категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под существующие здания, строения, сооружения.
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение XX из лит. А от 30 декабря 2010 года из общей площади помещения 4584,8 кв. м торговые площади составляют 4181,5 кв. м, или 91% общей площади здания, в том числе по первому этажу - 2076,9 кв. м (торговый зал), по второму этажу - 2104,6 кв. м (торговый зал).
Таким образом, поскольку помещение КН 39:15:121606:40 отвечает критерию, изложенному в п. 5 ст. 378.2 НК РФ - как фактически используемое для размещения торговых объектов.
Суд отклоняет довод административного истца о невозможности включения этих помещений в Перечни без обследования их уполномоченным органом. По смыслу приведенных выше положений Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области обследование необходимо для установления фактического использования объекта при невозможности подтвердить это обстоятельство имеющимися документами. В данном случае фактическое использование помещения КН 39:15:121606:40 подтверждается технической документацией, эта информация является достаточной и определенной. Суд отклоняет довод представителя административного истца о несоответствии данных, содержащих в техпаспорте, фактическому состоянию и планировке помещений, поскольку данное обстоятельство для целей налогообложения правового значения не имеет; административный истец как собственник объекта недвижимого имущества вправе привести техническую документацию в соответствие.
Из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12 ноября 2020 года в„– 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость.
Оспариваемые нормативные акты приняты соответствующим органом власти согласно существующим полномочиям.
Таким образом, п. 5675 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204; п. 1690 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177; п. 2410 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований ООО "Сан Диего" следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ООО "Сан Диего" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2023 года.

Судья
Д.В. Шубин


------------------------------------------------------------------