По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Приказ Министерства образования Калининградской области от 23.03.2023 N 379/1 "О порядке информирования и организации взаимодействия в случае возникновения чрезвычайных происшествий с участием обучающихся"
Зарегистрировано в Правительстве Калининградской области 23 марта 2023 г. в„– ГР/250/2023
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 23 марта 2023 г. в„– 379/1
О порядке информирования и организации взаимодействия
в случае возникновения чрезвычайных происшествий
с участием обучающихся
В соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 года в„– 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", порядком предоставления информации, утвержденным Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области от 11 февраля 2015 г. в„– 1/4, в целях координации деятельности в сфере образования в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера, произошедших на территории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, повлекших за собой угрозу жизни и здоровью обучающихся,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) порядок информирования и организации взаимодействия в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера, произошедших на территории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, повлекших за собой угрозу жизни и здоровью обучающихся, согласно приложению в„– 1;
2) уведомление о чрезвычайной ситуации социального характера согласно приложению в„– 2;
3) порядок проведения служебной проверки по факту произошедшей чрезвычайной ситуации социального характера согласно приложению в„– 3.
2. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Калининградской области, организовать работу в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа.
3. Руководителям муниципальных органов управления образованием рекомендовать организовать работу в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Калининградской области С.Г. Шишко.
5. Приказ подлежит государственной регистрации.
6. Приказ вступает в силу со дня со дня официального опубликования.
Министр образования
Калининградской области
С.С. Трусенёва
Приложение в„– 1
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 23 марта 2023 г. в„– 379/1
ПОРЯДОК
информирования и организации взаимодействия в случаях
возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера,
произошедших на территории организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, повлекших за собой угрозу
жизни и здоровью обучающихся
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок информирования и организации взаимодействия в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера, произошедших на территории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, повлекших за собой угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних (далее соответственно - Порядок, Организации), определяет последовательность оперативных действий участников в обозначенных ситуациях.
1.2. Чрезвычайная ситуация социального характера (далее - ЧССХ) - это обстановка на территории Организации, сложившаяся в результате возникновения социальных конфликтов, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.
II. Действия участников в случае возникновения ЧССХ
2.1. В случае возникновения ЧССХ руководителем Организации обеспечивается незамедлительное информирование учредителя Организации посредством мобильной связи.
2.2. Информирование Министерства образования Калининградской области осуществляется руководителем муниципального органа управления образования администрации муниципального образования Калининградской области, руководителем образовательной организации, подведомственной Министерству образования Калининградской области.
2.3. В течение 2 часов с момента возникновения ЧССХ в адрес Министерства образования Калининградской области направляется уведомление о ЧССХ, рекомендуемый образец которого приведен в приложении в„– 2, для оперативного информирования руководства Министерства образования Калининградской области.
2.4. Для установления причин и условий, способствовавших возникновению ЧССХ, а также для выработки оперативных мер и рекомендаций по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в Организации Министерство образования при необходимости направляет дополнительные запросы для уточнения обстоятельств, в том числе в адрес подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по Калининградской области.
2.5. После получения информации о факте ЧССХ приказом учредителя Организации создается комиссия по служебному расследованию.
2.6. В состав комиссии входят специалисты органа управления образованием, представители Министерства образования Калининградской области (по согласованию), специалисты социально-психологических служб.
2.7. Служебное расследование проводится в течение 14 дней в соответствии с порядком проведения служебной проверки по факту произошедшей чрезвычайной ситуации социального характера согласно приложению в„– 3.
2.8. При необходимости, в том числе с целью профилактики расширенного суицида (повторных случаев по подражанию) и комплексной реабилитации ближайшего окружения суицидента (одноклассники, друзья, родственники, педагоги):
- в течение 3 дней необходимо создать междисциплинарную группу психолого-педагогического сопровождения;
- первичные меры реабилитации (на острой стадии), в том числе психологический дебрифинг ближайшего окружения суицидента (одноклассники, друзья, несовершеннолетние родственники и т.д.) обеспечиваются в течение первых 72 часов после несчастного случая и осуществляются специалистом с базовым педагогическим образованием, прошедшим специальную подготовку, - индивидуальное психологическое консультирование (по запросам); направление на консультацию к врачу-психиатру (с подписью в личной карте родителя или законного представителя о получении направления);
- вторичные меры реабилитации (на отсроченной стадии - от 1 до 3 месяцев), в том числе внесение в план воспитательной работы школы дополнительных мер по организации здоровьесберегающей среды и профилактике расширенного суицида (классные часы на формирование позитивного мышления, нравственных ценностей и смысла жизни, тренинги, родительские собрания, школьные акции "Я выбираю жизнь", конкурсы рисунков и сочинений "Разноцветная жизнь", кинолекторий); обеспечение занятости и досуга одноклассников, близких друзей, братьев и сестер суицидента; профилактика деформаций психоэмоционального состояния педагогов (организация групп взаимоподдержки, проблемных мастерских); повышение психологической культуры родителей (информационно-просветительская работа, реклама российского и городских телефонов доверия, использование имеющихся ресурсов социума по оказанию помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).
2.9. Управлением образования муниципального района может быть сформирована рабочая группа (в том числе с осуществлением выезда на территорию) для организации оперативной работы, выявления обстоятельств возникновения ЧССХ и оказания помощи в отработке мер по ликвидации последствий.
2.10. Ежедневно, до момента устранения последствий ЧССХ, принятия исчерпывающих мер:
муниципальный орган управления образованием и (или) организация, подведомственная Министерству образования Калининградской области, информируют Министерство образования об обстоятельствах актуальной ситуации и принимаемых мерах;
Министерство образования Калининградской области осуществляет взаимодействие с указанными органами и Организациями, организует мониторинг ситуации, подготовку и передачу в Минпросвещения России обобщенных материалов, анализ причин и условий возникновения ЧССХ. Министерство образования обеспечивает системное информирование Минпросвещения России об обстоятельствах актуальной ситуации и принимаемых мерах.
2.11. По истечении 15 календарных дней с момента возникновения ЧССХ муниципальный орган управления образованием и (или) Организация, подведомственная Министерству образования Калининградской области, обеспечивают подготовку обобщенных данных, в том числе включающих детальное описание ЧССХ, мер, принятых по ее предотвращению, стратегических мер, направленных на предотвращение возникновения ЧССХ, мероприятий по оказанию помощи участникам ЧССХ.
Приложение в„– 2
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 23 марта 2023 г. в„– 379/1
УВЕДОМЛЕНИЕ
о чрезвычайной ситуации социального характера,
возникшей на территории
___________________________________________________________________________
(полное наименование организации в соответствии с уставом)
1. Адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, в
которой возникла чрезвычайная ситуация социального характера, телефон,
факс, адрес электронной почты.
2. Дата, время (местное), место чрезвычайной ситуации социального
характера, краткое описание обстоятельств, при которых произошла ситуация.
3. Краткая характеристика места (объекта), где произошло происшествие
(с указанием адреса).
4. Учебное заведение.
5. Число пострадавших, в том числе погибших (если таковые имеются).
6. Фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения пострадавшего
(пострадавших), в том числе погибшего (погибших), пол (мужской, женский),
учащийся ___ класса.
7. Вид происшествия.
8. Характер полученных повреждений здоровья (для каждого пострадавшего
указывается отдельно).
9. Меры, принятые для ликвидации чрезвычайной ситуации, планируемые
меры и мероприятия.
10. Краткое описание актуальной ситуации на момент направления
уведомления, в том числе с описанием ситуации, предшествующей ЧССХ.
11. Предсмертная записка (текст) (при наличии).
12. Наличие и оценка школьного плана по профилактике ЧССХ, в том числе
суицидов среди обучающихся.
13. Полнота и эффективность проведения комплексной
индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетним со стороны
классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога,
учителей-предметников (успеваемость); анализ профилактической деятельности,
контроль и принятие управленческих решений со стороны заместителя директора
по воспитательной работе, директора образовательного учреждения.
14. Прилагаемые копии документов.
15. Подписи лиц, проводивших расследование (подписи) (фамилии,
инициалы), дата.
16. Фамилия, имя, отчество, должность контактного лица, обеспечивающего
передачу оперативной информации.
Приложение в„– 3
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 23 марта 2023 г. в„– 379/1
ПОРЯДОК
проведения служебной проверки по факту произошедшей
чрезвычайной ситуации социального характера
Служебная проверка проводится на предмет соблюдения работниками учреждения образования требований Федерального закона РФ от 24 июня 1999 года в„– 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в двухнедельный срок (14 календарных дней) с момента совершения суицида (попытки) несовершеннолетним.
При проведении проверки по факту совершения обучающимся чрезвычайной ситуации социального характера, в том числе суицида (попытки суицида), комиссией устанавливаются следующие обстоятельства:
1. Характеризующий материал: характеристика ОО на обучающегося (с указанием основных черт характера (привычки, возрастные особенности обучающегося, поведение в школе, семье, характер отношений с одноклассниками, друзьями, ровесниками, отношение к учебе, успеваемость и другие особенности ребенка), объяснения несовершеннолетнего (в случае попытки суицида) и родителей (законных представителей) относительно мотивов попытки самоубийства, друзей, одноклассников, классного руководителя, социального педагога, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, данные о посещаемости уроков, успеваемости (копии соответствующих страниц из классного журнала), занятость во внеурочное время, интересы, результаты психологического тестирования, акт обследования бытовых условий).
В случае перевода несовершеннолетнего на иную форму обучения или в другую ОО выявить причину перевода с приложением соответствующих документов.
2. Описать условия, способствующие совершению чрезвычайной ситуации социального характера, в том числе суицида (попытки суицида): семейное неблагополучие, отсутствие у родителей (законных представителей) постоянного места работы; материальный уровень семьи, отсутствие доверительных отношений в семье, авторитарный стиль отношений, отсутствие контроля за соблюдением режима дня, употребление алкоголя как родителями (законными представителями), так и несовершеннолетним, постановка на профилактический учет семьи, находящейся в социально опасном положении, организация досуга несовершеннолетнего, неоказание педагогами, психологами своевременной психолого-педагогической помощи, указать причины (отсутствие педагога-психолога, социального педагога, непроведение классных часов, родительских собраний, индивидуальных бесед, воспитательных мероприятий, тестирований, анкетирования и т.д.), в том числе при наличии ранее совершенных попыток самого несовершеннолетнего либо из его ближайшего окружения.
3. Своевременность выявления и постановки на профилактический учет с целью определения необходимых мер по выявлению проблем несовершеннолетнего: состояли ли несовершеннолетний, его родители (законные представители) на внутришкольном учете, на учете как нуждающиеся в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении. Если несовершеннолетний не состоял на профилактическом учете, дается оценка причинам.
4. Полнота и своевременность выявления проблем, оказания социально-психологической и педагогической помощи. В случае, если несовершеннолетний состоял на профилактическом учете, совершал ранее попытки самоубийства, высказывал намерения о суициде, представить копию плана индивидуально-профилактической работы, доказательства ее проведения, протоколы заседаний совета профилактики, педагогического совета, административных совещаний, иные документы, содержащие сведения о личности несовершеннолетнего, его связях, проведении досуга, условиях воспитания.
Имелся ли план работы классного руководителя, психолога, социального педагога, учителей-предметников (по необходимости, в случае если имеются пропуски уроков, "школьная неуспешность" по предмету).
5. Взаимодействие с органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (своевременность и полнота): установить наличие (отсутствие) оснований для подключения иных органов профилактики к решению проблем несовершеннолетнего, указать дату информирования других органов системы профилактики, дать оценку своевременности информирования учреждениями образования других органов профилактики о необходимости оказания семье и несовершеннолетнему помощи, указать факты об оказании помощи.
6. Заключение проверки состоит из трех разделов:
раздел 1: Ф.И.О. руководителя ОО, утвердившего заключение; Ф.И.О. лиц(а), проводившего проверку, должность; дата начала и окончания проверки; полные данные о несовершеннолетнем, допустившем чрезвычайную ситуацию социального характера, в том числе суицид (попытку) (Ф.И.О., число, месяц, год рождения; место учебы, если не обучается и не работает, то, с какого времени и по какой причине; какие предпринимались меры по возвращению в ОУ, к трудоустройству).
Раздел 2: данные, с какого времени и по каким основаниям состоит (не состоит) на внутришкольном учете несовершеннолетний, совершивший самоубийство (попытку); полные данные о работниках образовательного учреждения, проводивших профилактическую работу с несовершеннолетним (Ф.И.О., образование, стаж работы по специальности, курсы повышения квалификации); данные о родителях (законных представителях), краткая характеристика внутрисемейных отношений; совершал ли несовершеннолетний нарушения требований устава ОО, пропускал ли учебные занятия по неуважительным причинам, успеваемость, попытки суицида (сколько, когда); меры, принимавшиеся к подростку, с оценкой их своевременности и полноты, выявленные недостатки в оказании психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), какие требования федерального законодательства при этом не исполнены (нарушены).
В заключении раздела 2 обязательно представить выводы (указываются причины и условия, способствовавшие совершению чрезвычайной ситуации социального характера, суицида (попыток)).
Раздел 3. В данном разделе формулируются предложения, рекомендации о принятии мер по устранению выявленных недостатков. В случае, когда в ходе проверки выявляется вина работника образовательной организации, в заключении дополнительно указываются его должность, Ф.И.О., сведения о выявленных недостатках и предлагаемое дисциплинарное взыскание.
К материалам проверки прилагаются приказы, указания, информация и копии изданных ранее документов образовательной организации, управления образования в целях профилактики чрезвычайных ситуаций социального характера, суицидов, а также копии всех документов, имеющих отношение к фактам, изученным в ходе расследования.
--------------------------------
<*> Материалы оформляются для служебного пользования (отметка ДСП), информация о попытках суицида не разглашается.
------------------------------------------------------------------