Решение Калининградского областного суда от 20.03.2023 по делу N 3а-71/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 4509 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26.12.2019 N 204, пункта 5409 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16.12.2020 N 177, пункта 2416 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 N 199>



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2023 г. по делу в„– 3а-71/2023

(УИД: 39OS0000-01-2022-000361-05)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Касабланка" об оспаривании нормативных актов: Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199,

установил:

ООО "Касабланка" обратилось с административным иском в суд, указав, что Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204, 16 декабря 2020 года в„– 177, от 27 декабря 2021 года в„– 199 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно, на 2020, 2021, 2022 гг. Под п. 4509 на 2020 год, под п. 5409 на 2021 год, под п. 2416 на 2022 год включен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества - нежилое здание КН 39:15:121606:91, площадью 11962,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Мусоргского, 10А. Однако, данное здание не обладает перечисленными в ст. 378.2 НК РФ признаками объекта, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Фактическое использование нежилого здания КН 39:15:121606:91 перед включением его в Перечни уполномоченным государственным органом не проверялось, акты обследования не составлялись. Сведения о фактическом использовании здания КН 39:15:121606:91 в ЕГРН отсутствуют. Просит признать недействующими с даты принятия п. 4509 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204, п. 5409 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, п. 2416 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Касабланка" Крузман А.Х. заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям. Технический паспорт КН 39:15:121606:91 не может быть принят во внимание при исчислении торговой площади, так как указанная в нем общая площадь здания не соответствуют таковой, указанной в ЕГРН. Фактически в периодах 2020-2022 гг. под торговлю использовалось не более 1600 кв. м, что с предприятиями общественного питания составляет менее 20% от общей площади здания. Площади, используемые в качестве офисных помещений, во внимание приниматься не должны, так как здание включено в перечни как торговый комплекс, а не офисный или смешанный комплекс.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. административные исковые требования не признала, сославшись на то, что спорный объект имеет наименование "торговое", кроме того, согласно техническому паспорту, поставлено на учет как "торговый павильон"; к торговым площадям относится более 50% от общей площади здания. Каждого из указанных признаков достаточно, чтобы отнести здание КН 39:15:121606:91 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Заинтересованное лицо Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило. Согласно письменному отзыву, против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражает, поддерживая доводы, изложенные административным ответчиком.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "Касабланка" является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Согласно п. 4.1 этой же статьи, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, включению в Перечень в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат объекты недвижимости при условии их соответствия любому из приведенных в пункте 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; предназначение объекта недвижимости; фактическое использование здания (строения, сооружения).
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 2 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп. 1, 2 п. 2 ст. 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года в„– 336 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Судом установлено, что ООО "Касабланка" является собственником здания КН 39:15:121606:91, площадью 11962,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Мусоргского, 10А, имеющего назначение - нежилое, наименование - торговое.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН, актуальной по состоянию на 16 ноября 2022 года.
Согласно техническому паспорту здания КН 39:15:121606:91, составленному по состоянию на 5 июня 2009 года, здание имеет назначение, использование - торговый павильон. Из технического паспорта, полученного 15 марта 2023 года, следует, что здание имеет наименование - торговое. Площадь здания определена как 11875,5 кв. м. Как видно из экспликации здания, основная часть площади объекта разделена на основные помещения и вспомогательные, при этом к торговой площади относятся: по второму этажу - 2000,6 кв. м основное торговое, 1004 кв. м подсобная торговая; по третьему этажу - 1959,5 кв. м основное торговое, 975,2 кв. м подсобная торговая. Таким образом, торговая площадь составляет 5939,3 кв. м, или 50% от общей площади здания.
Обследование спорного здания административным ответчиком в периоды, предшествовавшие принятию оспариваемых нормативных актов, не проводилось.
Здание КН 39:15:121606:91 расположено на земельном участке КН 39:15:121606:3, площадью 15688 кв. м, имеющем вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания нежилого здания корпуса в„– 44.
Здание КН 39:15:121606:91 включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, под п. 4509 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204, п. 5409 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, п. 2416 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 соответственно на 2020, 2021, 2022 гг.
Помещения в здании КН 39:15:121606:91 в налоговых периодах 2020-2022 гг. сдавались в аренду. Так, 29 июня 2022 года заключен государственный контракт в„– 28 с ФКУ "Налог-Сервис" на аренду нежилых помещений площадью 121,1 кв. м для использования в служебных целях (фактически - под офис). 23 июня 2022 года заключен договор аренды в„– МЦ-197 с ИП Рыбаковой Н.В. - для организации детской игровой комнаты помещения в„– 21 площадью 362,1 кв. м. 14 декабря 2021 года заключен договор аренды нежилого помещения в„– МЦО-184 с ИП Бобровым К.В. на нежилые помещения Nв„– 57-69, 99-108, часть помещения 114, 115-120 площадью 699,3 кв. м для организации офисного помещения. 1 сентября 2021 года заключен договор аренды с ИП Борисовым Д.В. на часть здания на первом этаже площадью 2475,9 кв. м для организации паркинга. 6 мая 2020 года заключен договор аренды с ООО "ФОРЕСТВЕСТ" в„– МЦ-164 на часть здания площадью 1090 кв. м для организации офисного помещения. 10 декабря 2020 года заключен договор аренды в„– МЦО-1/12/2020 с ГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" на нежилые помещения Nв„– 1-34, 48, 50-56 общей площадью 1058,3 кв. м для организации офисного помещения. 1 августа 2013 года заключен договор аренды нежилого помещения в„– МЦ-42 с ООО "Солярис" на часть здания площадью 1608,1 кв. м для организации спортивного клуба.
Из пояснений сторон и документов следует, что четвертый этаж здания используется преимущественно под офисные помещения.
Таким образом, здание КН 39:15:121606:91 по своему назначению, наименованию, доли торговой площади от общей площади согласно технической документации обоснованно включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020-2022 гг.
Кроме того, необходимо отметить, что указанное здание, как следует из открытых источников, в частности, сети Интернет, является частью торгового комплекса "Мега", что не отрицает сторона административного истца.
Относительно доводов административного истца суд приходит к следующему.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения в Калининградской области регламентируется Постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 в„– 330.
В соответствии с п.п. 10, 11 указанного нормативного акта Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы, в том числе техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения). В пункте 13 указано, что случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование).
По смыслу изложенного выше обследование объекта проводится в случае недостатка сведений либо наличия противоречия в них, то есть обязательным для включения каждого объекта в Перечень не является.
Как уже указано, сведения о наименовании, назначении здания содержатся в документации - ЕГРН, техническом паспорте и являются достаточными для отнесения здания КН 39:15:121606:91 к торговым центрам (комплексам), в связи с чем необходимости в обследовании этого объекта недвижимого имущества не возникло.
Таким образом, поскольку оспариваемые нормативные акты Приказ Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204, Приказ Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, Приказ Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ООО "Касабланка" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2023 года.

Судья
Д.В. Шубин


------------------------------------------------------------------