По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Калининградского областного суда от 17.03.2023 по делу N 3а-51/2023 <О признании недействующими пунктов 7843, 7844 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 N 199>
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2023 г. по делу в„– 3а-51/2023
(УИД 39OS0000-01-2022-000333-89)
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Козловой Ю.В.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "СервЭкс" к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании пунктов 7843, 7844 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199,
установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилые здания с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, 39:15:140402:269, расположенные по адресу: Калининградская область, г. Калининград, наб. Старопрегольская, д. 10а, включены соответственно под пунктами 7843, 7844 в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
ООО "СервЭкс", являвшееся в налоговом периоде 2022 года собственником указанных объектов недвижимости, просит признать не действующими названные пункты Перечня, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы юридического лица как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Требования мотивированы тем, что принадлежащие административному истцу нежилые здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, не имеет назначения и наименования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а обследование с целью установления вида их фактического использования перед началом налогового периода 2022 года административным ответчиком не проводилось, в этой связи включение объектов с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, 39:15:140402:269 в оспариваемый Перечень противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "СервЭкс" Тихолиз М.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. просила в административном иске отказать, поддержала представленный письменный отзыв, согласно которому объекты с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, 39:15:140402:269 отвечают критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, так как по сведениям из ЕГРН являются административными зданиями, в связи с чем правомерно включены в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год; кроме того, составленный 28 сентября 2022 года акт о фактическом использовании зданий также подтверждает размещение в них помещений административно-офисного назначения, объектов торговли и бытового обслуживания более 20% от общей площади каждого из объектов.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года в„– 625 и от 24 ноября 2021 года в„– 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года в„– 336 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы:
в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1).
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: в 2016 году - 0,75 процента, в 2017 году - 1,0 процента, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году - 1,5 процента и последующие годы - 2,0 процента (пункт 2 статьи 2 Закона области).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года в„– 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 7843 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:15:140402:267.
Под пунктом 7844 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:15:140402:269.
Приказ от 27 декабря 2021 года в„– 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Перечень вступил в силу с 1 января 2022 года и обнародован до этой даты.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликован, по мотиву нарушения порядка принятия не оспаривается административным истцом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (часть 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что объекты с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, общей площадью 963,4 кв. м, 39:15:140402:269, общей площадью 2832,9 кв. м, принадлежат ООО "СервЭкс" на праве собственности с 25 января 2022 года (л.д. 15-27).
По данным ЕГРН оба объекта поставлены на кадастровый учет 02 июля 2011 года, имеют назначение нежилое, вид разрешенного использования нежилое, наименование административное здание, расположены на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140402:12 категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под существующие административное здание и склады (л.д. 15-27, 50-53).
Учитывая, что по смыслу статьи 378.2 НК РФ объект налогообложения может быть включен в перечень объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка в случае, если его обозначение совпадает с указанием на использование земельного участка в качестве предназначенного для размещения объектов смешанного, типа делового, административного и коммерческого назначения, суд отмечает, что в данном случае вид разрешенного использования земельного участка "под существующие административное здание и склады" не отвечает требованиям правовой определенности и не позволяет прийти к выводу о размещении на нем двух административных зданий в целях, соответствующих статье 378.2 НК РФ.
Из сведений из ЕГРН о земельном участке следует, что на нем расположены три объекта недвижимости, имеющие кадастровые номера 39:15:140402:267, 39:15:140402:268, 39:15:140402:269.
По утверждению обеих сторон, объект с кадастровым номером - 39:15:140402:268, площадью 8 кв. м, является одноэтажным зданием проходной и в Перечень не включен.
Юридико-техническая конструкция вида разрешенного использования земельного участка допускает эксплуатацию расположенных на нем объектов недвижимости в качестве одного административного здания и складов, что не позволяет однозначно отнести включенные в Перечень оба объекта к административно-деловым центрам.
Более того, исходя из вида разрешенного использования земельного участка определить, какой из двух объектов с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, 39:15:140402:269 является административным зданием, а какой складом, не представляется возможным.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:15:140402:12 - "под существующие административное здание и склады", имея смешанный характер, не позволяет отнести расположенные на этом земельном участке объекты к административно-деловому центру (комплексу), в связи с чем по данному основанию административные здания с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, 39:15:140402:269 не могли быть включены Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Из регистрационного удостоверения БТИ от 17.04.1998 в„– 6-741 следует, что объекты с кадастровыми номерами 39:15:140402:267 (Литер Б) 39:15:140402:267 (Литер А) были зарегистрированы на праве собственности за ООО "Оптовик" и учтены на балансе организации в качестве складов.
Из технического паспорта БТИ по состоянию на 15 января 2010 года следует, что объект литер Б (поставлен на кадастровый учет 02.07.2011, кадастровый номер 39:15:140402:267 имеет наименование административное здание, включает в себя подвал и три этажа, общая площадь здания составляет 963,4 кв. м, из которой административные площади: основные 415,9, кв. м, вспомогательные - 239,1 кв. м; складские - 308 кв. м (л.д. 28-36).
Согласно экспликации внутренних помещений объекта, трехэтажное здание с подвалом включает в себя 11 кабинетов, расположенных на 1 и 2 этажах; складские помещения - весь третий этаж; 4 помещения - коридоры, 1 помещение - шкаф, 1 помещение - архив, а также расположенные в подвале здания 5 основных помещений и 6 вспомогательных помещений, наименований не имеющих (л.д. 28-36).
Из технического паспорта БТИ по состоянию на 15 января 2010 года следует, что объект литер А (поставлен на кадастровый учет 02.07.2011, кадастровый номер 39:15:140402:269 имеет наименование административное здание, включает в себя подвал и пять этажей, общая площадь здания составляет 2832,9 кв. м, из которой административные площади: основные 498,6, кв. м, вспомогательные - 533,1 кв. м; складские - 1801,2 кв. м (л.д. 37-48).
Согласно экспликации внутренних помещений объекта, пятиэтажное здание с подвалом включает в себя 17 кабинетов, расположенных на 1, 2 и 3 этажах; 14 складских помещений, расположенных на 1, 2, 3 этажах и полностью занимающих весь четвертый этаж; 2 вестибюля; 3 помещения "умывальник"; 5 туалетов; 2 санузла; коридоры, лестничные клетки; лифт; помещение "насосная". В подвале и на пятом этаже находятся только помещения, поименованные как основные и вспомогательные.
Вместе с тем, исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 НК РФ, понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис", как и помещения с наименованиями "основное", "вспомогательное".
Наименования и назначение указанных выше помещений, расположенных в административных зданиях с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, 39:15:140402:269, не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, что не позволяет сделать вывод о том, что включенные в Перечень объекты используется в целях делового, административного и коммерческого назначения.
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) также не подтверждается, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений не менее 20 процентов общей площади спорных зданий предусматривают размещение объектов, названных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Доказательств, соответствующих требованиям относимости и допустимости, а также их достаточности, со всей очевидностью свидетельствующих о том, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, 39:15:140402:269 являются административно-деловыми центрами и на момент формирования Перечня, отвечали указанным выше критериям, в материалы дела уполномоченным органом не представлено, несмотря на то, что процессуальным законом обязанность доказывания данного обстоятельства возложена на административного ответчика.
Своевременные мероприятия по определению вида фактического использования зданий с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, 39:15:140402:269 не проводились.
Акты фактического обследования названных зданий от 28 сентября 2022 года, подготовленные в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 в„– 330, не подтверждают факт использования в спорный период указанных зданий для размещения офисов, торговых объектов, поскольку эти акты составлены после утверждения оспариваемого Перечня.
Представленные ООО "СервЭкс" договоры аренды, по которым административный истец, ставший только 25 января 2022 года собственником обоих зданий, передал арендаторам помещения для размещения офисов, заключены в 2022 году. Несколько договоров аренды датированы декабрем 2021 года, однако, это обстоятельство на вывод суда об отсутствии у административного ответчика оснований для включения объектов в Перечень, не влияет, поскольку до утверждения оспариваемого нормативного акта фактическое использование административных зданий не определено, а по формальным основаниям они включению в Перечень не подлежали.
При таких обстоятельствах, учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, суд пришел к выводу о том, что здания с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, 39:15:140402:269 не могли быть включены в Перечень ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни по предназначению этих объектов согласно данным БТИ, ЕГРН без их фактического обследования в установленном региональными нормативными актами Порядке с целью получения сведений об использовании не менее 20 процентов общей площади здания под офисы и сопутствующую офисную инфраструктуру (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года в„– 10-П, от 24 марта 2017 года в„– 9-П и от 2 июля 2020 года в„– 32-П; определения от 27 октября 2015 года в„– 2428-О, от 8 ноября 2018 года в„– 2796-О, от 2 июля 2019 года в„– 1831-О и в„– 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.
В обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость (Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года в„– 46-П).
Законодательные решения, направленные на увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты условно дорогостоящей коммерческой недвижимости с установлением приоритета в использовании кадастровой стоимости при определении налоговой базы по таким объектам, сами по себе не опровергают обоснованность (экономическую) ее исчисления на общих условиях в случаях, когда отсутствуют нормативно закрепленные условия применения в этих целях кадастровой стоимости.
Условия для включения объектов с кадастровыми номерами 39:15:140402:267, 39:15:140402:269 в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год отсутствовали, в оспариваемой части данный нормативный правовой акт не соответствует пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу.
На основании изложенного суд считает подлежащими удовлетворению административные исковые требования ООО "СервЭкс" о признании не действующими с даты принятия пунктов 7843, 7844 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ООО "СервЭкс" удовлетворить.
Признать не действующими с даты принятия пункты 7843, 7844 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 марта 2023 года.
Судья
А.В. Шкуратова
------------------------------------------------------------------