Решение Калининградского областного суда от 19.06.2023 по делу N 3а-146/2023 <О признании недействующими Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225 , в части установления в отношении земельного участка территориальной зоны "СП-3 Зона специального назначения, связанная с размещением государственных объектов">



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2023 г. по делу в„– 3а-146/2023

(УИД 39OS0000-01-2023-000084-76)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Худоба О.В.,
с участием прокурора Чернышевой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску В. об оспаривании в части генерального плана ГО "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06 июля 2016 года в„– 225 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 05 августа 2021 года в„– 474), правил землепользования и застройки ГО "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 в„– 339 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 28.01.2022 года)

установил:

Постановлением Правительства Калининградской области от 05.08.2021 в„– 474 года внесены изменения в генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года в„– 225.
Постановлением Правительства Калининградской области от 28.01.2022 в„– 39 года внесены изменения в правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года в„– 339.
В., являясь с 1997 года собственником нежилого здания склада, расположенного на находящемся в его пользовании на праве долгосрочной аренды земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования "под существующее пристроенное помещение кондитерского цеха и магазин", просит признать не действующими названные нормативные правовые акты в части отнесения указанного земельного участка соответственно к функциональной зоне "зона режимных территорий" и территориальной зоне "СП-3 Зона специального назначения, связанная с размещением государственных объектов", сославшись на произвольное изменение Правительством Калининградской области прежних функциональной и территориальной зон и на нарушение этим его прав землепользователя и собственника объекта капитального строительства, указав на невозможность изменения им вида разрешенного использования земельного участка, который не соответствует виду использования находящегося на нем объекта капитального строительства, а также на препятствия для осуществления реконструкции здания ввиду отсутствия разрешенного вида использования земельного участка "под склад" среди основных видов разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне СП-3.
Представитель В. - Ш. поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель городского Совета депутатов Калининграда Золов Д.А. просил в удовлетворении административного иска отказать, полагая оспариваемые акты соответствующими требованиям градостроительного законодательства.
Представитель Министерства градостроительной политики Калининградской области и Правительства Калининградской области Ижутина В.С. просила административный иск оставить без удовлетворения, поддержав письменные пояснения, в которых приведены доводы о законности оспариваемых в части генерального плана и правил землепользования и застройки, изменения в которые приняты Правительством Калининградской области в пределах его компетенции с соблюдением процедуры, установленной градостроительным законодательством; пояснила, что на момент разработки проекта генерального плана на публичной кадастровой карте отображалось наложение земельных участков правообладателя В. с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования "под существующее пристроенное помещение кондитерского цеха и магазин" и правообладателя ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ с кадастровым номером <данные изъяты>:106 с видом разрешенного использования "обеспечение обороны и безопасности", в отношении последнего земельного участка при согласовании проекта изменений в генеральный план с Министерством обороны РФ получены возражения в части его отнесения к функциональной зоне "Зона смешанной и общественно-деловой застройки"; по результатам рассмотрения возражений в проект генерального плана внесены изменения и установлена функциональная зона "зона режимных территорий", в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находившегося в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:106 (л.д. 107-111).
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны РФ, которым возражения на административный иск не представлены.
Представители Министерства обороны РФ, Территориального управления Росимущества по Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Чернышовой К.И. о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1).
Документами территориального планирования городских округов являются генеральные планы таких муниципальных образований (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Документами градостроительного зонирования городских округов являются правила землепользования и застройки этих округов (статья 30 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года в„– 397 муниципальное образование "Город Калининград" наделено статусом городского округа.
Частью 1.2 статьи 17 Закона в„– 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. в„– 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. в„– 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона в„– 131-ФЗ.
Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 г. в„– 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" (далее - Закон в„– 19) утверждение документов территориального планирования муниципальных образований и правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы отнесено к полномочиям Правительства Калининградской области.
Пунктом 4 статьи 2 Закона в„– 19 предусмотрено, что документы территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, документы градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, документация по планировке территории муниципальных образований Калининградской области, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу этого закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Решениями городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года в„– 225 и от 25 декабря 2017 года в„– 339 утверждены соответственно генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", которые действуют до настоящего времени.
При этом генеральный план городского округа принят, а правила землепользования и застройки разрабатывались до вступления в силу вышеупомянутого Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года в„– 19 (во исполнение постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 1 февраля 2016 года в„– 99 "О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории городского округа "Город Калининград").
Данные муниципальные нормативные правовые акты размещены на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" и опубликованы в газете "Гражданин" (специальные выпуски в„– 33-с от 15 июля 2016 года и в„– 1 от 9 января 2018 года).
Оспариваемыми административным истцом постановлением Правительства Калининградской области от 05 августа 2021 года в„– 474 и постановлением Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года в„– 39 внесены изменения соответственно в генеральный плана ГО "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 06 июля 2016 года в„– 225, и в правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 в„– 339, в части функционального и территориального зонирования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в отношении которого установлены функциональная зона "зона режимных территорий" и территориальная зона "СП-3 Зона специального назначения, связанная с размещением государственных объектов".
Процедура внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки регулируется теми же нормами Градостроительного кодекса РФ, что и процедура принятия данных нормативных актов.
Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 30.07.2020 в„– 296 в соответствии со статьей 18 ГрК РФ, статьей 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 г. в„– 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", постановлением Правительства Калининградской области от 16.02.2017 в„– 63 "О составе и подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, а также подготовки изменений и внесения их в такие документы" принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа "Город Калининград".
Данный проект внесения изменений в генеральный план городского округа "Город Калининград" предусматривал отнесение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, правообладателем которого является административный истец, к функциональной зоне "Зона смешанной и общественно-деловой застройки".
Общественные обсуждения по проекту внесения изменений в Генеральный план проведены в период с 04.02.2021 по 18.03.2021 года администрацией ГО "Город Калининград" на основании постановления администрации ГО "Город Калининград" от 26.01.2021 в„– 1, опубликованного в газете "Гражданин" 04.02.2021 в„– 5 (2218).
Заключение о результатах общественных обсуждений от 17.03.2021 в„– и-КТРиС-2976 опубликовано в том же печатном издании 18.03.2021 в„– 15 (2228).
В силу части 8 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким органом является Министерство экономического развития Российской Федерации, которым на основании пунктов 5.2, 5.2.28 (149) Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 в„– 437 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее по тексту - Порядок).
В силу пункта 2.9 названного Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 в„– 460, Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет подготовку Сводного заключения на основании размещенных в ФГИС ТП заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, в электронной форме с использованием ФГИС ТП.
Судом установлено, что в соответствии с положениями статьей 9 и 25 Градостроительного кодекса РФ 11 января 2021 года проект генерального плана ГО "Город Калининград" в целях согласования был размещен в ФГИС ТП (карточка согласования проекта в„– 2770100002020302202101112).
По результатам выполнения процедуры согласования проекта административному ответчику поступило Сводное заключение Минэкономразвития России в„– 6060-ОТ/Д27и о несогласии с Проектом. Заключения о несогласии с проектом генерального плана получены, в том числе от Минобороны России (от 19 февраля 2021 г. в„– 153/9/2590), которым высказаны замечания о необходимости изменения функционального зонирования в отношении земельных участков, находящихся на учете подведомственного Министерству обороны РФ учреждения, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:106, с установлением в отношении таких земельных участков зоны специального назначения.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в заключении о несогласии с проектом генерального плана, полученном от Минобороны России и иных отраслевых федеральных органов, не указан.
В соответствии с пунктами 2.9 и 2.11 Порядка и на основании заключений Минобрнауки России, Минобороны России, МВД России и Рослесхоза, а также протокола согласительного совещания по урегулированию разногласий по замечаниям федеральных органов исполнительной власти на проекты документов территориального планирования в Минэкономразвития России от 25.02.2021 в„– 5-Д27 (замечания, содержащиеся в заключениях Минобрнауки России, Минобороны России, МВД России и Рослесхоза о несогласии с проектом не были урегулированы на согласительном совещании), проект генерального плана городского округа "Город Калининград" Калининградской области считается несогласованным с Минэкономразвития России в составе материалов, размещенных в ФГИС ТП (карточка согласования проекта в„– 2770100002020302202101112).
Частью 9 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения.
В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
Во исполнение указанной нормы в целях урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки Министерством экономического развития Российской Федерации сводного заключения от 02.03.2021 в„– 6060-ОТ/Д27и о несогласии с проектом, была создана согласительная комиссия, по результатам работы которой замечания федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации решено считать урегулированными частично: рекомендовать представить проект на утверждение в Правительство Калининградской области; в отношении замечаний Минобороны России, Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации составить материалы по несогласованным вопросам и план согласования указанных замечаний после утверждения Проекта, что полностью соответствует требованиям части 11 статьи 25 ГрК РФ.
В целях утверждения проекта генерального плана был подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области "О внесении изменений в генеральный план городского округа "Город Калининград", который согласован со всеми уполномоченными органами исполнительной власти Калининградской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 24.06.2011 в„– 450, и в период с 21 по 28 июля 2021 года был размещен на официальном сайте Правительства Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
По результатам публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы изменения в проект нормативного правового акта не вносились в связи с отсутствием замечаний.
05 августа 2021 года Правительством Калининградской области принято постановление в„– 474 "О внесении изменений в генеральный план ГО "Город Калининград", которое обнародовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 12 августа 2021 года в„– 3900202108120018.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Калининградской области в„– 474 "О внесении изменений в генеральный план ГО "Город Калининград" принято в результате согласительных процедур, назначенных и проведенных в соответствии с требованиями пунктов 9-12 части 2 статьи 25 ГрК РФ.
Постановление Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года в„– 39, которым внесены оспариваемые изменения в правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград", опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 04 февраля 2022 года.
Этому предшествовало размещение проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград", а также информационных материалов к нему в газете "Гражданин", выпуск от 17 июня 2021 года, а также на официальном сайте администрации городского округа и на информационных стендах в помещениях ГКУ Калининградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" на ул. Челнокова, 11, ул. Инжерная, 3 и ул. Уральская, 18 в г. Калининграде.
Экспозиция проекта организована в период с 25 июня 2021 года по 14 июля 2021 года в МКУ "Центр документационного обеспечения деятельности администрации городского округа "Город Калининград" в здании администрации городского округа "Город Калининград" на пл. Победы, 1 в г. Калининграде.
Общественные обсуждения по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа организованы в период с 17 июня 2021 года по 29 июля 2021 года на основании постановления администрации ГО "Город Калининград" от 15 июня 2021 года в„– 7, которое официально опубликовано в газете "Гражданин", выпуск от 17 июня 2021 года в„– 35 (2248) и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Форма обоих оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов соответствует положениям статей 42, 48 Устава Калининградской области (Закон Калининградской области от 18 января 1996 года в„– 30 "О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области) и части 1 статьи 18 Уставного Закона Калининградской области от 12 октября 2011 года в„– 42 "О Правительстве Калининградской области".
Порядок опубликования нормативных правовых актов, определенный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года в„– 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и Законом Калининградской области от 15 июля 2014 года в„– 339 соблюден.
Постановление Правительства Калининградской области от 05.08.2021 года в„– 474 "О внесении изменений в генеральный план ГО "Город Калининград" и постановление Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года в„– 39 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград" приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, а также процедуры их официального опубликования, и по этому основанию административным истцом не оспаривается.
Что же касается доводов административного истца о нарушении его прав и о несоответствии названных нормативных правовых актов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то суд считает их нашедшими свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 693 кв. м, поставлен на кадастровый учет 27 февраля 2007 года, его границы определены в порядке, установленном земельным законодательством. Данный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под существующее пристроенное помещение кондитерского цеха и магазин", находится в собственности России, право ограничено на срок по 14 декабря 2066 года договором аренды в пользу В. (л.д. 32-33).
Из договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> следует, что он предоставлен в пользование административному истцу, имеющему в силу статьи 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на его получение в связи с нахождением на данном земельном участке принадлежащего на праве собственности В. нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>:259, площадью 135 кв. м (л.д. 17-20).
Право собственности В. на указанное нежилое здание - пристройка (кондитерский цех) возникло на основании договора купли-продажи от 23 июня 1997 года, заключенного с ГУП "Государственное унитарное предприятие по реализации военного имущества" в соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1992 года в„– 1518 "О порядке реализации и использования высвобождаемого военного имущества" (л.д. 13).
08 июля 1997 года договор купли-продажи от 23 июня 1997 года зарегистрирован в БТИ (л.д. 14).
Впоследствии вид использования нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>:259 изменен В. на "склад".
Смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> является земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:106 (л.д. 35-37).
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:106, площадью 43663 кв. м, поставлен на кадастровый учет 06.09.2006 года, его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данный земельный участок является многоконтурным (состоит из четырех контуров), относится к категории земель "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "обеспечение обороны и безопасности", находится в собственности России и на праве постоянного бессрочного пользования у Федерального казенного унитарного предприятия "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 35-37).
Из ответа ФКУП "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 13 февраля 2023 года в„– 141/2-1028 на обращение В. следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> на учете данного учреждения не стоит, в рамках реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации на учет учреждения не передавался, право постоянного (бессрочного пользования) на него за подведомственными Министерству обороны РФ учреждениями не регистрировалось; земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, имеющий геодезические границы, является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>:106, границы которого являются декларативными (л.д. 31).
Согласно ответу филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Калининградской области от 15 мая 2023 года на обращение представителя В. - Ш., в результате анализа сведений из ЕГРН не выявлено пересечения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:106.
Судом установлено, что ранее, в соответствии с генеральным планом городского округа "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 в„– 225, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> располагался в функциональной зоне "Зона смешанного функционального назначения", которая установлена для застройки на равных основаниях общественно-деловыми и жилыми зданиями, как правило, отдельно стоящими и не образующими полноценных элементов жилой среды (жилых групп, кварталов), а также сопутствующими объектами инженерной и транспортной (парковки) инфраструктуры, объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания.
После, генеральным планом городского округа "Город Калининград" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17.02.2020 в„– 74), земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отнесен к функциональной зоне "Зона смешанной и общественно-деловой застройки", которая предназначена для застройки на равных основаниях общественно-деловыми и жилыми зданиями, как правило, отдельно стоящими и не образующими полноценных элементов жилой среды (жилых групп, кварталов), а также сопутствующими объектами инженерной и транспортной (парковки) инфраструктуры, объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания.
Первоначальный проект актуального на сегодняшний день генерального плана, оспариваемого в части административным истцом, предполагал отнесение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к функциональной зоне "Зона смешанной и общественно-деловой застройки".
Однако после поступивших возражений Министерства обороны РФ данный земельный участок отнесен к функциональной зоне "Зона режимных территорий".
Вместе с тем из представленных административным ответчиком документов следует, что несогласие Министерства обороны РФ с проектом генерального плана было выражено в части установления функциональной зоны "Зона смешанной и общественно-деловой застройки" в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:106, имеющего вид разрешенного использования "обеспечение обороны и безопасности" и находящегося на праве постоянного бессрочного пользования у подведомственного Министерству обороны Российской Федерации учреждения.
При этом в рамках согласования проекта генерального плана от Министерства обороны Российской Федерации не последовало никаких замечаний в части установления функциональной зоны "зона смешанной и общественно-деловой застройки" в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не находящегося на учете подведомственного Министерству обороны Российской Федерации учреждения и имеющего вид разрешенного использования "под существующее пристроенное помещение кондитерского цеха и магазин".
Не последовало таких замечаний и от иных федеральных органов исполнительной власти.
Суд отклоняет как не подтвержденные надлежащими средствами доказывания утверждения административного ответчика о том, что в период разработки проекта внесения изменений в генеральный план земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> территориально находился в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:106.
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:106 никогда не был зарегистрирован в ЕГРН как единое землепользование в составе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлены в соответствии с требованием земельного законодательства еще в 2007 году, тогда как границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:106 являются декларативными, а потому установление факта наложения границ земельных участков возможно только по результатам землеустроительной экспертизы, которая никем не проводилась.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Функциональное назначение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> предполагалось административным ответчиком для смешанной и общественно-деловой застройки, единственной причиной изменения зонирования явились замечания Министерства обороны РФ в отношении зонирования смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:106.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования.
Таким образом, согласно положениям части 3 статьи 9, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что генеральный план муниципального образования в части изменения функционального зонирования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не соответствует положениям пункта 3 статьи 1, части 1 статьи 9 ГрК РФ об определении в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также не отвечает позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, публичная администрация при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должна, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Поскольку наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>:106 не нашло документального подтверждения, в отношении функционального зонирования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> возражений по результатам согласования в порядке статьи 25 ГрК РФ проекта генерального плана не последовало, суд считает установление функциональной зоны "зона режимных территорий" и, как следствие, изменение территориальной зоны на "СП-3" в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, осуществленными при отсутствии каких-либо оснований, то есть произвольно.
Федеральный законодатель подходит к зонированию не только как к внешней форме пространственного планирования территории, но и как к правовому инструменту по установлению режима использования земель и земельных участков с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов; территориальное зонирование должно иметь своей целью способствовать улучшению качества жизни населения, интегрируя различные сферы деятельности с тем, чтобы они были полезны населению.
Оспариваемым В. функциональным и территориальным зонированием публичные цели не достигаются, так как территория земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не занята объектами обороны, равно как и иными государственными объектами, и их строительство на данном земельном участке не предполагается.
В данном случае, как установлено судом и следует из материалов дела, функциональное и территориальное назначение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> изменено произвольно, в связи с чем в оспариваемой В. части генеральный план городского округа "Город Калининград" и правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград" противоречат градостроительному законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушают права административного истца как правообладателя земельного участка, создают препятствия для дальнейшей эксплуатации расположенного на данном земельном участке объекта капитального строительства, принадлежащего В. на праве собственности.
В оспоренной части нормативные акты подлежат признанию недействующими с даты вступления решения суда в законную силу, так как они применялись и на основании них были реализованы права граждан и организаций.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск В. удовлетворить.
Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года в„– 225, (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 05.08.2021 в„– 474) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к функциональной зоне "зона режимных территорий" и правила землепользования и застройки ГО "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года в„– 339 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 28.01.2022 в„– 39) в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> территориальной зоны "СП-3 Зона специального назначения, связанная с размещением государственных объектов".
Решение подлежит опубликованию в официальном печатном издании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2023 года.

Судья Калининградского
областного суда
А.В. Шкуратова


------------------------------------------------------------------