По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Калининградского областного суда от 27.03.2023 по делу N 3а-125/2023 <О признании недействующими пункта 11340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16.12.2020 N 177, пункта 12218 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 N 199>
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2023 г. по делу в„– 3а-125/2023
(УИД 39OS0000-01-2023-000046-93)
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Худоба О.В.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Д. к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании в части Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость 2021 и 2022 годы, утвержденных приказами от 16 декабря 2020 года в„– 177, от 27 декабря 2021 года в„– 199,
установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером <...>, площадью 95,8 кв. м, расположенное по адресу: <...>, включено соответственно под пунктами 11339 и 12217 в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы.
Нежилое помещение с кадастровым номером <...>, площадью 31,5 кв. м, расположенное по адресу: <...>, включено соответственно под пунктами 11340 и 12218 в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы.
Д., являвшаяся в налоговых периодах 2021-2022 годов собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами <...>, <...>, просит признать не действующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает ее права и законные интересы как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Административные требования мотивированы тем, что принадлежащие Д. объекты не имеют назначения, наименования, вида разрешенного использования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а обследование с целью установления вида их фактического использования перед началом налоговых периодов 2021 и 2022 годов административным ответчиком не приводилось, в этой связи включение нежилых помещений с кадастровыми номерами <...>, <...> в оспариваемые Перечни противоречит пункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представитель Д. - С. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. просила в административном иске отказать, указав, что нежилые помещения с кадастровыми номерами <...>, <...> включены в Перечни на основании информации о размещении в них соответственно магазина "Цветочная лавка" и парикмахерской "Мария", предоставленной администрацией МО "Зеленоградский муниципальный район".
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей административный иск подлежащим частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года в„– 625 и от 24 ноября 2021 года в„– 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решениями окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 26.11.2015 в„– 313 и от 21.12.2020 в„– 45 определены налоговые ставки, которые в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2021 году составляли 1,5 процента, в 2022 году и последующие годы - 2 процента, а в отношении прочих объектов налогообложения в 2019 году и в последующие годы - 0,5 процента.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года в„– 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Под пунктами 11339, 11340 в данный Перечень включены объекты с кадастровыми номерами соответственно <...>, <...>.
Приказ от 16 декабря 2020 года в„– 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктами 12217, 12218 в указанный Перечень включены объекты с кадастровыми номерами соответственно <...>, <...>.
Приказ от 27 декабря 2021 года в„– 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Данные Перечни вступили в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародован до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
По сведениям ЕГРН, 4 сентября 2009 года на кадастровый учет поставлено здание с кадастровым номером 39:05:010130:15, с назначением "многоквартирный дом", наименованием "жилой дом с нежилыми помещениями", год завершения строительства 2005, по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, г. Зеленоградск, ул. Лермонтова, д. 20, в котором расположены принадлежащие административному истцу в налоговых периодах 2021, 2022 годов объекты с кадастровыми номерами <...>, <...>.
Данный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 39:05:010130:1, поставленном на кадастровый учет 15.12.2002 года, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания существующего жилого дома со встроенными нежилыми помещениями.
По сведениям ЕГРН принадлежащие Д. с 2006 года объекты с кадастровыми номерами <...>, площадью 95,8 кв. м, <...>, площадью 31,5 кв. м, поставлены на кадастровый учет в марте 2011 года, расположены в цокольном этаже в„– 1 вышеуказанного многоквартирного жилого дома, имеют назначение: нежилое, наименование: встроенные нежилые помещения, вид разрешенного использования: нежилое.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Объекты с кадастровыми номерами <...>, <...>, включенные в оспариваемые Перечни не обладают признаками, установленными подпунктами 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, так как расположены в здании с назначением "многоквартирный дом".
Указанные объекты не имеют назначение, разрешенное использование или наименование, которые в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Судом установлено, что сведения о фактическом использовании нежилых помещений с кадастровыми номерами <...>, <...> для размещении в них соответственно магазина "Цветочная лавка" и парикмахерской "Мария" предоставлены администрацией МО "Зеленоградский муниципальный район".
Согласно пункту 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 в„– 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, сведений из открытых источников информации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В материалы дела представлен договор аренды части площадью 58 кв. м (43,5 + 14,5) нежилого помещения с кадастровым номером <...>, площадью 95,8 кв. м, заключенный 01 августа 2019 года между Д. (арендодатель) и Князевой И.В. (арендатор) на срок 11 месяцев с последующим пролонгированием для использования в коммерческой деятельности арендатора для размещения магазина торговли, салона.
Данный договор расторгнут соглашением сторон 30 июля 2022 года.
Площадь арендуемых площадей для размещения объектов торговли и бытового обслуживания, согласно заключенному договору аренды, действовавшему в 2021 и 2022 годах, составила 61% от общей площади нежилого помещения.
То обстоятельство, что постановлением администрации МО "Зеленоградский муниципальный округ" от 6 декабря 2022 года в„– 3634 утверждена произведенная перепланировка и переустройство нежилого встроенного помещения с кадастровым номером <...>, площадь которого составила 94,4 кв. м, не опровергает установленный факт использования данного объекта более 20% от его общей площади для размещения объектов торговли и бытового обслуживания в налоговых периодах 2021 и 2022 годов на основании вышеуказанного договора аренды.
Размещение цветочного магазина в 2022 году в помещении с кадастровым номером <...> подтверждается и результатами доследственной проверки по заявлению Д. по факту отключения электроэнергии, по результатам которой вынесено 15 ноября 2022 года постановление об отказе в возбуждении.
Стороной административного ответчика представлено 27 отзывов, размещенных в сети "Интернет" о магазине "Цветочная лавка", относимых к налоговым периодам 2021, 2022 годов, а также информация о режиме работы магазина.
Сторона административного истца фактически и не оспаривала использование нежилого помещения с кадастровым номером <...> в размере более 20% от его общей площади для размещения с 2014 года объекта торговли, указывая лишь на формальное отсутствие до формирования оспариваемых Перечней у административного ответчика доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, поскольку обследование помещения с целью определения вида фактического использования до начала налоговых периодов 2021-2022 годов не проводилось.
В соответствии с частью статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Представленные административным ответчиком в материалы дела документы, хотя и получены в 2023 году, являются относимыми к рассматриваемым налоговым периодам, а, соответственно, могут быть положены в основу выводов суда о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым номером <...>.
Кроме того, при формировании Перечней является допустимым использование сведений из открытых источников, к которым относится и информация, размещенная в сети "Интернет" (пункт 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 в„– 330).
Таким образом, обоснованность включения нежилого помещения с кадастровым номером <...> в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы, подтверждена административным ответчиком надлежащими средствами доказывания.
Взимание налога на имущество физических лиц исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером <...>, площадью 95,8 кв. м, имеет экономическое обоснование, принципы равенства и справедливости налогообложения, закрепленные статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, в отношении административного истца не нарушены.
При таких обстоятельствах суд полагает не подлежащими удовлетворению административные исковые требования Д. в части признания не действующими с даты принятия пункта 11339 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, пункта 12217 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
Что касается требований административного истца о признания недействительными указанных нормативных правовых актов в части включения в Перечни объекта с кадастровым номером <...>, площадью 31,5 кв. м, то стороной административного ответчика не представлено доказательств, отвечающих требованиям достоверности, допустимости, относимости и достаточности, о фактическом использовании данного нежилого помещения более 20% от его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года в„– 10-П, от 24 марта 2017 года в„– 9-П и от 2 июля 2020 года в„– 32-П; определения от 27 октября 2015 года в„– 2428-О, от 8 ноября 2018 года в„– 2796-О, от 2 июля 2019 года в„– 1831-О и в„– 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.
Условия для включения объекта с кадастровым номером <...> в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 годы отсутствовали, в оспариваемой части нормативные правовые акты не соответствует пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного суд считает подлежащими удовлетворению административные исковые требования Д. о признании не действующими с даты принятия пункт 11340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, пункт 12218 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Д. удовлетворить частично.
Признать не действующими с даты принятия пункт 11340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, пункт 12218 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 10 апреля 2023 года.
Судья
А.В. Шкуратова
------------------------------------------------------------------