Указ Губернатора Калининградской области от 12.04.2023 N 26 "О внесении изменений в Указ Губернатора Калининградской области от 6 ноября 2018 года N 180 "Об утверждении инвестиционной декларации Калининградской области"



ГУБЕРНАТОР КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ
от 12 апреля 2023 г. в„– 26

О внесении изменений в Указ Губернатора Калининградской
области от 6 ноября 2018 года в„– 180 "Об утверждении
инвестиционной декларации Калининградской области"

В соответствии со статьей 7 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2005 года в„– 651 "О Губернаторе Калининградской области"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Указ Губернатора Калининградской области от 6 ноября 2018 года в„– 180 "Об утверждении инвестиционной декларации Калининградской области" (с изменением, внесенным Указом Губернатора Калининградской области от 1 июня 2022 года в„– 41).
2. Установить, что инвестиционная декларация Калининградской области, утвержденная Указом Губернатора Калининградской области от 6 ноября 2018 года в„– 180 (в редакции настоящего Указа), действует в течение 5 лет со дня вступления в силу настоящего Указа.
3. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Калининградской области
А.А. Алиханов





Утверждены
Указом Губернатора
Калининградской области
от 12 апреля 2023 г. в„– 26

Изменения, которые вносятся в Указ Губернатора
Калининградской области от 6 ноября 2018 года в„– 180
"Об утверждении инвестиционной декларации
Калининградской области"

1. Дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Ответственность за исполнение положений инвестиционной декларации Калининградской области, утвержденной настоящим Указом, возложить на заместителя Председателя Правительства Калининградской области Кускова Д.А.".
2. Инвестиционную декларацию Калининградской области, утвержденную данным Указом, изложить в следующей редакции:

"Утверждена
Указом Губернатора
Калининградской области
от 6 ноября 2018 г. в„– 180

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Калининградской области

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая инвестиционная декларация разработана в целях:
1) создания условий для опережающего инвестиционного развития Калининградской области;
2) содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) установления основ реализации инвестиционной политики Калининградской области, а также принципов взаимодействия органов исполнительной власти Калининградской области (далее - органы исполнительной власти) с другими субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Калининградской области (далее - субъекты инвестиционной деятельности);
4) информирования субъектов инвестиционной деятельности о механизмах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Калининградской области, об инвестиционном потенциале и целях инвестиционного развития Калининградской области, инвестиционных обязательствах Правительства Калининградской области.
2. Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Калининградской области, регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституциональными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области, законами Калининградской области и иными нормативными правовыми актами Калининградской области.
3. Основными принципами взаимодействия органов исполнительной власти с субъектами инвестиционной деятельности являются:
1) принцип ответственности - инвестиционная декларация закрепляет обязательства Калининградской области перед субъектами инвестиционной деятельности о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения инвестиционной деятельности;
2) принцип системности - инвестиционная декларация является основным элементом системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт") (далее - Стандарт), закрепляющим принципы работы и взаимосвязь других элементов Стандарта, а также иных инструментов поддержки субъектов инвестиционной деятельности в Калининградской области;
3) принцип достоверности - обеспечение соответствия информации, содержащейся в инвестиционной декларации, государственным информационным ресурсам, являющимся первоисточниками такой информации;
4) принцип проактивности - обеспечение максимального вовлечения в процесс подготовки инвестиционной декларации всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;
5) принцип неухудшения положения субъектов инвестиционной деятельности при утверждении новой инвестиционной декларации в Калининградской области;
6) принцип доступности - обеспечение свободного доступа к инвестиционной декларации, упоминаемым в ней нормативным правовым актам, а также информации, имеющей отношение к ведению инвестиционной деятельности в Калининградской области и затрагивающей права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности;
7) принцип гарантированности исполнения обязательств, указанных в соглашении между Правительством Калининградской области, органом исполнительной власти и субъектом инвестиционной деятельности по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Калининградской области;
8) принцип эффективности - обеспечение повышения эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Калининградской области.
4. Для реализации принципов, указанных в пункте 3 настоящей инвестиционной декларации, в Калининградской области органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области:
1) создается режим благоприятствования для всех субъектов инвестиционной деятельности, как российских, так и иностранных;
2) обеспечивается свободный доступ к публичной информации, предоставляется информационная и консультационная помощь по вопросам, связанным с реализацией инвестиционных проектов;
3) обеспечивается сопровождение инвестиционных проектов на всех стадиях реализации инвестиционных проектов;
4) осуществляются меры, направленные на снижение административных барьеров, минимизацию коррупционных рисков, а также на развитие системы "одного окна" и переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
5) предоставляется государственная поддержка субъектам инвестиционной деятельности;
6) создаются условия для обеспечения инвестиционных проектов высококвалифицированными кадрами, а также современными объектами инфраструктуры;
7) обеспечивается участие субъектов инвестиционной деятельности в формировании и реализации инвестиционной политики Калининградской области путем участия в работе координационных и совещательных органов;
8) проводятся совещания по решению проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Калининградской области субъектами инвестиционной деятельности;
9) обеспечивается соблюдение в рамках установленной компетенции сроков согласования и выдачи разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
5. На территории Калининградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области органами исполнительной власти реализуются мероприятия, направленные на сокращение и упрощение состава административных процедур, связанных с выдачей органами исполнительной власти разрешительной документации для субъектов инвестиционной деятельности.
6. Органы исполнительной власти не вправе ограничивать права субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территории Калининградской области, в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. В случае возникновения обстоятельств, которые оказывают неблагоприятное влияние на осуществление инвестиционной деятельности в Калининградской области, а также в случае возникновения разногласий, возникающих в связи с реализацией положений настоящей инвестиционной декларации, органы исполнительной власти при обращении субъектов инвестиционной деятельности вступают с ними в переговоры с целью разрешения указанных разногласий, в том числе в рамках заседаний рабочей группы совета по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области (Инвестиционный комитет) (далее - Инвестиционный комитет).

Глава 2. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

8. Целями инвестиционного развития Калининградской области определены:
1) улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности;
2) совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
3) совершенствование механизма привлечения инвестиций;
4) развитие инструментов государственно-частного партнерства;
5) повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;
6) увеличение количества новых рабочих мест;
7) увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития на 70% к 2030 году по сравнению с 2020 годом.
9. Достижению целей, указанных в пункте 8 настоящей инвестиционной декларации, будет способствовать дальнейшее совершенствование инвестиционной политики Калининградской области, направленной на обеспечение благоприятного инвестиционного климата, рост инвестиционной активности, увеличение объемов привлекаемых инвестиций, снижение инвестиционных рисков. Приоритетным направлением повышения инвестиционной привлекательности Калининградской области должно стать развитие цифровизации и повышение эффективности системы управления, в том числе за счет:
1) формирования положительного инвестиционного имиджа Калининградской области путем выстраивания прямых коммуникаций и обратной связи с субъектами инвестиционной деятельности, в том числе посредством использования инвестиционного портала Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.investinkaliningrad.ru) (далее - портал ИнвестКалининград), продвижения на российском и международном рынках инвестиционных проектов Калининградской области, обеспечения максимальной открытости и удобства предоставления информации о Калининградской области и преимуществах ведения бизнеса в Калининградской области на портале ИнвестКалининград;
2) развития механизмов для повышения инвестиционной активности, в том числе развития системы государственной поддержки инвестиционной деятельности, развития механизмов лизинга, обеспечения равного доступа субъектов инвестиционной деятельности к получению государственной поддержки, реализации инвестиционных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства;
3) снижения административных барьеров, выстраивания системной работы между всеми органами исполнительной власти в целях сокращения количества и сроков прохождения разрешительных процедур, повышения эффективности управления инвестиционной деятельностью за счет совершенствования нормативной правовой базы, направленной на развитие механизмов привлечения инвестиций, совершенствования организации системы сопровождения инвестиционных проектов, упрощения разрешительных процедур, создания системы "одного окна" для субъектов инвестиционной деятельности, максимального сокращения количества, продолжительности и стоимости процедур по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения, получению разрешений на строительство;
4) развития инвестиционной инфраструктуры, включая создание технопарков и бизнес-инкубаторов, обеспечивающих процесс начального роста и дальнейшего развития предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, создания фондов содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, создания инновационно-промышленных парков, технологических парков (технопарков), стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
5) повышения качества трудовых ресурсов, организации подготовки высококвалифицированных кадров, ориентированных на потребности инновационных отраслей экономики, и обеспечения роста производительности труда за счет повышения качества и доступности системы профессионального образования, адаптированной к потребностям субъектов инвестиционной деятельности, создания высокопроизводительных рабочих мест, развития системы трудоустройства граждан;
6) выявления наиболее успешных практик по улучшению делового климата и их внедрения на территории Калининградской области.

Глава 3. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СТАНДАРТА, РЕАЛИЗУЕМОГО
НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

10. В целях исполнения подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 июня 2021 года в„– Пр-1096 Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Государственным советом Российской Федерации в рамках комиссии Государственного совета по направлению "Инвестиции" с 2021 года ведется работа по внедрению Стандарта во всех субъектах Российской Федерации.
11. Правительством Калининградской области в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года в„– 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")" (далее - приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")") в 2022 году проведена работа по внедрению всех пяти элементов Стандарта:
1) в соответствии с Указом Губернатора Калининградской области от 26 ноября 2018 года в„– 189 "О совете по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Калининградской области" по решению председателя совета по улучшению инвестиционного климата в Калининградской области сформирован состав Инвестиционного комитета;
2) функции агентства развития Калининградской области в соответствии с уставными документами возложены на акционерное общество "Корпорация развития Калининградской области" (далее - АО "Корпорация развития Калининградской области");
3) инвестиционная декларация своевременно актуализируется в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке инвестиционных деклараций субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")";
4) правовыми актами ответственных органов исполнительной власти утверждены своды инвестиционных правил, представляющие собой оптимальный алгоритм действий ("клиентский путь") субъекта инвестиционной деятельности, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории Калининградской области (далее - своды инвестиционных правил);
5) разработана и действует с 2015 года инвестиционная карта Калининградской области, размещенная на портале ИнвестКалининград (http://map.investinkaliningrad.ru/ru/) (далее - инвестиционная карта).

Глава 4. КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

12. Калининградская область предлагает потенциальному субъекту инвестиционной деятельности развитую транспортную инфраструктуру. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Калининградской области одна из самых высоких в Российской Федерации, сеть железных дорог и железнодорожных станций с возможностью приемки и обработки подвижного состава с шириной колеи европейского стандарта, незамерзающий морской порт, развивающийся аэропорт. Калининградская область занимает особое географическое положение. Территория Калининградской области располагается на пересечении основных европейских торговых путей, а транспортная инфраструктура обладает рядом преимуществ:
1) незамерзающий порт, имеющий прямое регулярное сообщение с портами Санкт-Петербург и Усть-Луга;
2) международный аэропорт и крупный грузовой терминал;
3) одновременно присутствующие российский и европейский форматы железнодорожной колеи;
4) 16 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (9 автомобильных, 5 железнодорожных, 1 морской, 1 воздушный);
5) европейские и трансъевропейские транспортные коридоры проходят через Калининградскую область.
13. Калининградская область обеспечена необходимым объемом вырабатываемой электроэнергии, развивается сеть газопроводов.
14. Калининградская область является одной из наиболее густонаселенных территорий Российской Федерации, население трудоспособного возраста обладает достаточным образованием для повышения квалификации и приобретения новых компетенций.
Развитие и совершенствование кадрового потенциала является одним из перспективных направлений развития Калининградской области и играет важную роль в повышении социально-экономических индикаторов в регионе.
15. В связи с этим можно выделить основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели развития кадрового потенциала:
1) развитие системы образования, позволяющей сформировать новые кадры, повышение квалификации, а также переобучение уже имеющихся трудовых ресурсов на более востребованные профессии;
2) создание предпосылок для самостоятельного развития физических и умственных способностей и возможностей человека;
3) разработка системы механизмов мотивации и социальной защиты кадров на территории Калининградской области с целью повышения их трудовой активности и результативности труда;
4) постепенная трансформация экономики Калининградской области с активным внедрением и использованием информационных и цифровых технологий на предприятиях и в образовательных организациях, способствующих сохранению и развитию кадрового потенциала;
5) подключение механизмов государственного и муниципального частного партнерства с целью совместного инвестирования в образовательный, научный, технологический и человеческий капиталы;
6) разработка кадровой политики по привлечению квалифицированной рабочей силы из других регионов, где существует высокая нагрузка на одну вакансию и напряженность на рынке труда.
16. С 2020 года на территории Калининградской области в рамках государственной программы Калининградской области "Социальная поддержка населения", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 29 декабря 2021 года в„– 899, реализуется региональная программа "Повышение мобильности трудовых ресурсов", которая предусматривает поддержку работодателей по привлечению высококвалифицированных работников из других регионов Российской Федерации (далее - региональная программа). Финансовая поддержка предоставляется работодателю из областного бюджета в форме субсидии, распространяется на правоотношения, возникшие у работодателя с работником с 1 ноября 2018 года, и предусматривает компенсацию затрат в объеме до 800 тыс. рублей расходов, связанных с переездом такого работника и членов его семьи, арендой жилья или ипотечным кредитом, покупкой бытовой техники для дома.
Участниками региональной программы являются юридические лица, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территории Калининградской области в определенных отраслях экономики (информационные технологии, инжиниринговая отрасль, сельское хозяйство, производство аккумуляторов, диодов, транзисторов, высокотехнологичного волокна, осуществление железнодорожных перевозок).
17. В Калининградской области действуют 17 профессиональных образовательных организаций (техникумов и колледжей), из них четыре негосударственных, а также 12 образовательных организаций высшего образования (включая филиалы), из них четыре негосударственных. Подготовку как по программам высшего образования, так и по программам среднего профессионального образования осуществляют шесть образовательных организаций высшего образования.
Государственными образовательными организациями в Калининградской области реализуются 246 программ среднего профессионального образования и 161 программа высшего профессионального образования, частными организациями реализуются 51 программа среднего профессионального образования и 36 программ высшего профессионального образования.
Общее количество студентов в Калининградской области на конец 2022 года составило около 45,6 тысячи человек, из которых 24,6 тысячи человек обучаются по программам среднего профессионального образования, 21 тысяча человек - по программам высшего профессионального образования.
18. На территории Калининградской области действуют институты поддержки инвестиционной деятельности, в том числе индустриальные парки "Храброво" и "Черняховск". Указанные парки открыты для всех типов производств.
Территория индустриального парка "Храброво" - земельные участки, которые полностью обеспечены инженерной и дорожно-транспортной инфраструктурой и предназначены для размещения производств. Земельные участки в индустриальном парке "Храброво" предоставляются в аренду его резидентам на срок до 30 лет. Право выкупа земельного участка возникает после 3 лет с даты подписания договора аренды, но не ранее даты ввода в эксплуатацию предприятия.
Индустриальный парк "Черняховск" - самая крупная промышленная площадка Калининградской области площадью 1146 га, предназначенная для размещения крупных инвестиционных проектов. В индустриальном парке имеются железнодорожные пути европейского и российского стандартов. Парк представляет собой обособленную территорию с полностью готовой инженерной инфраструктурой, обеспечивающими объектами и сформированными земельными участками под строительство объектов инвестиционных проектов.
19. Управление индустриальными парками "Храброво" и "Черняховск" осуществляет АО "Корпорация развития Калининградской области".
20. Федеральный закон от 10 января 2006 года в„– 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ) с учетом геополитического положения Калининградской области в целях ускорения ее социально-экономического развития.
ОЭЗ - это территория Калининградской области и примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. ОЭЗ функционирует до 31 декабря 2045 года.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в ОЭЗ применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами ОЭЗ, установленный статьями 288.1, 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации для резидентов ОЭЗ в отношении земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта, сроком на 5 лет с месяца возникновения права собственности на него устанавливается земельный налог в размере 0%.
Организации, получившие статус резидента ОЭЗ в период с 1 января 2018 года, в течение 10 лет смогут применять пониженные тарифы страховых взносов при условии создания ими новых рабочих мест. Общий тариф страховых взносов для таких рабочих мест составит 7,6% в соответствии с пунктами 11, 14 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
21. 3 августа 2018 года приняты федеральные законы в„– 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", в„– 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края" о создании специальных административных районов на территории Калининградской области и Приморского края (далее - САР). Принятие данных федеральных законов создало механизмы для перевода иностранных юридических лиц в Российскую Федерацию в качестве участников САР в результате процедуры редомициляции с изменением личного закона при сохранении корпоративной структуры.
Участниками САР могут быть международные компании и международные фонды (международные общественно полезные фонды и международные личные фонды), заключившие договор об осуществлении деятельности на территории САР и включенные в реестр участников САР по итогу их государственной регистрации. Право стать участником САР в порядке редомициляции предоставлено иностранным юридическим лицам при условии изменения иностранной юрисдикции на российскую при соблюдении определенных условий особого статуса международной компании или международного фонда. Международной компании, в свою очередь, предоставлено право получить статус международной холдинговой компании и при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций. Международные компании являются нерезидентами в соответствии с нормами валютного законодательства Российской Федерации.
22. Благоприятный инвестиционный климат на территории Калининградской области в значительной степени характеризуется качеством административных процедур, начиная от скорости регистрации предприятия, доступности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и заканчивая получением разрешения на строительство.
Деятельность Правительства Калининградской области, направленная на снижение административных барьеров и повышение качества деловой среды, осуществляется в рамках применения новых методов и инструментов проектного управления: национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее - национальный рейтинг) и целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации (далее - целевые модели).
Национальный рейтинг, формируемый автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", является объективным механизмом оценки условий ведения бизнеса в субъектах Российской Федерации.
В 2022 году Калининградская область заняла 11-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, сохранив свой результат, полученный в 2021 году (2020 год - 23-е место, 2019 год - 30-е место, 2018 год - 15-е место, 2017 год - 39-е место, 2016 год - 71-е место, 2015 год - 68-е место).
23. Позиции Калининградской области в национальном рейтинге в 2022 году улучшены за счет роста значений по следующим показателям:
1) оценка деятельности органов исполнительной власти по выдаче разрешений на строительство;
2) доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов исполнительной власти или естественных монополий;
3) удовлетворенность предпринимателей удобством и понятностью прохождения контрольно-надзорных мероприятий;
4) интернет-портал об инвестиционной деятельности;
5) доля региональных налоговых льгот, предоставленных региональных субсидий и финансирования проектов из средств регионального инвестиционного фонда или АО "Корпорация развития Калининградской области" от налоговых доходов Калининградской области (с учетом НДФЛ, без учета транспортного налога с физических лиц и налога на имущество физических лиц);
6) оценка мер государственной финансовой поддержки;
7) оценка консультационных и образовательных услуг, оказываемых организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Калининградской области;
8) оценка процедур получения арендных площадей, предоставляемых субъектам малого предпринимательства.
24. С 2017 года Калининградская область приступила к реализации целевых моделей, для обеспечения исполнения которых органами исполнительной власти разработаны и утверждены соответствующие "дорожные карты".
Целевые модели затрагивают такие направления, как получение разрешения на строительство, регистрация права собственности, постановка на кадастровый учет, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) и другие направления.
Национальный рейтинг и целевые модели - два ключевых инструмента, работающих в связке для улучшения инвестиционного климата в Калининградской области.
25. Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 года в„– 583, определены первые приоритетные направления развития Калининградской области:
1) туризм (включая лечебно-оздоровительные услуги и детский отдых);
2) сектор информационных технологий, опирающийся на привлечение в Калининградскую область высококвалифицированных специалистов, формирование в Калининградской области международного образовательного центра, развитие федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" (далее - БФУ им. И. Канта);
3) дальнейшее развитие традиционно сложившихся на территории Калининградской области отраслей промышленности;
4) медицина и фармацевтика;
5) экологически чистое сельское хозяйство, рыбопромышленный комплекс и аквакультура (рыбоводство), развитие пищевой переработки.
26. Особенность Калининградской области состоит в том, что она не может построить свою экономику на обеспечении внутреннего спроса.
Соответственно, базовым приоритетом инвестиционного развития является развертывание новых предприятий, имеющих высокий потенциал выхода не только на российский, но и на мировые рынки.
Основной вклад в развитие экономики Калининградской области вносят обрабатывающие производства, занимающие наибольший удельный вес в структуре валового регионального продукта Калининградской области.
К ведущим отраслям обрабатывающей промышленности относятся автомобилестроение, судостроение и пищевая переработка. Также в Калининградской области развито производство электроники, мебели. Развиваются фармацевтическая промышленность и производство медицинских изделий. Не менее значимой отраслью обрабатывающей промышленности является янтарно-ювелирное производство. Перечисленные отрасли имеют значительный потенциал расширения номенклатуры производимой продукции, выхода на внешние рынки, а также являются приоритетными в привлечении инвестиций в Калининградскую область, в том числе в сопутствующие производства.
27. Основными центрами роста обрабатывающих производств в Калининградской области в среднесрочной перспективе станут государственные и частные индустриальные (промышленные) парки и промышленные зоны, включая индустриальный парк "Экобалтик" (производство фармацевтической продукции, медицинских изделий), промышленную зону "Технополис GS" (радиоэлектронная промышленность), универсальные индустриальные парки "Черняховск" и "Храброво".
На конец 2022 года резидентами индустриального парка "Храброво" (заключили договоры аренды земельных участков и договоры на ведение промышленно-производственной деятельности) являются 28 компаний, планирующих реализовать 30 инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций 18,6 млрд рублей. В рамках реализации указанных инвестиционных проектов планируется создать около 3,4 тыс. рабочих мест.
Резидентами индустриального парка "Черняховск" являются пять компаний с суммарным объемом инвестиций 30 млрд рублей. В рамках реализации инвестиционных проектов резидентов указанного индустриального парка планируется создать 1,7 тыс. рабочих мест.
Суммарный объем инвестиций в обрабатывающие производства, планируемый в 2023-2026 годах, согласно планам, заявленным субъектами инвестиционной деятельности, оценивается в размере свыше 80 млрд рублей. В указанном плановом периоде суммарная численность граждан, занятых на создаваемых производствах, составит не менее 4,7 тыс. человек.
28. В Калининградской области целенаправленно создаются благоприятные условия для развития высокотехнологичных производств и реализации следующих новых перспективных проектов:
1) проект общества с ограниченной ответственностью "ЭнКОР Групп" по созданию промышленного комплекса по производству кремниевых пластин и фотоэлектрических преобразователей;
2) проект общества с ограниченной ответственностью "РЭНЕРА-Энертек" (далее - ООО "РЭНЕРА-Энертек") по производству литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии.
29. Реализация указанных в пункте 28 настоящей инвестиционной декларации проектов способна дать мощный импульс для социально-экономического развития восточных территорий Калининградской области.
30. Не менее важными для развития Калининградской области являются перспективы развития взаимодействия с ведущими предприятиями региона. В 2021 году между компаниями - обществом с ограниченной ответственностью "АВТОТОР Холдинг" (далее - ООО "АВТОТОР Холдинг") и ООО "РЭНЕРА" - подписано соглашение, которым определены направления сотрудничества в целях создания в Российской Федерации производства автомобилей различных классов на электрической тяге и компонентов к ним (в том числе электрических батарей) и которое предусматривает применение продукции ООО "РЭНЕРА" в электромобилях, которые планируется выпускать в Калининградской области на производстве ООО "АВТОТОР Холдинг".
На судостроительных верфях Калининградской области продолжается реализация инвестиционных проектов по строительству новых судов рыбопромыслового флота для добычи (вылова) водных биоресурсов в Балтийском море. Рыболовецкими кооперативами Калининградской области на период до 2026 года запланировано строительство 11 малотоннажных судов для добычи водных биоресурсов в Калининградском (Вислинском) и Куршском заливах.
31. Определение туризма в качестве одного из приоритетных направлений развития Калининградской области обусловлено географическим расположением Калининградской области, красотой ландшафтов, пляжами балтийского побережья, богатством и разнообразием исторического наследия, бальнеологическими ресурсами - главными слагаемыми туристической привлекательности региона. Калининградская область рассматривается как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации с точки зрения развития внутреннего туризма.
В 2020 году туристический поток в Калининградскую область составил 1,2 млн человек с учетом закрытия границ и полного локдауна в апреле - июне 2020 года. В 2021 году туристический поток в Калининградскую область составил 1,9 млн человек, что на 60% выше показателя 2020 года. В целом 2021 год стал одним из самых успешных для Калининградской области в сфере туризма.
Гостиничная инфраструктура является одной из наиболее сильных сторон туристической привлекательности Калининградской области. Среди крупных проектов следует выделить строительство курортно-оздоровительного комплекса "Променад" в городе Светлогорске, а также строительство санаторно-курортного комплекса в поселке Отрадное. Планируемый объем инвестиций в рамках реализации двух указанных проектов составит порядка 19 млрд рублей, число рабочих мест - порядка 800.
Развитию туризма в Калининградской области будут способствовать такие проекты, как "Музейный квартал" и проекты туристского кластера "Балтийское побережье".
В рамках данных проектов запланированы создание и реновация музеев, строительство гостиниц, ресторанов, кафе, благоустроенных набережных и других объектов. Общий объем инвестиций по указанным проектам оценивается в сумму свыше 135 млрд рублей.
Также значимым проектом, направленным не только на развитие туризма, но и на развитие в целом Калининградской области, является проект комплексной застройки западной части острова Октябрьского в городе Калининграде. Идея проекта заключается в комплексном освоении западной части территории острова Октябрьского в городе Калининграде путем создания современных жилых, туристических, деловых кварталов, объектов социальной инфраструктуры, органично вписывающихся в местный исторический и градостроительный контекст. Инициатором проекта является АО "Корпорация развития Калининградской области". Объем внебюджетных инвестиций в основной капитал составит около 63 млрд рублей. Планируемое количество создаваемых новых рабочих мест оценивается на уровне 2,6 тысячи.
32. Одним из важнейших векторов развития отрасли туризма является необходимость улучшения имеющейся и создания новой туристской инфраструктуры на территории Калининградской области. При этом большое значение имеет не только обустройство и развитие курортов побережья, но и вовлечение в туристский оборот восточных районов Калининградской области.
В конце 2020 года по инициативе Губернатора Калининградской области фондом "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" разработана программа "Финансирование проектов по вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственный оборот Калининградской области", определяющая порядок и условия предоставления финансовой поддержки субъектам МСП для финансирования проектов по вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственный оборот Калининградской области (далее - программа).
Так, заявитель - субъект МСП, владеющий объектом культурного наследия на праве собственности или аренды, может получить финансирование в размере до 1 млрд рублей под 0% годовых сроком на 15 лет в целях дальнейшего вовлечения указанных объектов в хозяйственный оборот Калининградской области. При этом предоставление финансирования осуществляется поэтапно в течение 5 лет, а погашение основного долга происходит с отсрочкой до 10 лет. Кроме того, 50% от запрашиваемого заявителем объема финансирования предоставляются в форме безвозмездной финансовой помощи на основании договора о реализации проекта по вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственный оборот Калининградской области при условии выполнения заявленных обязательств по указанному договору.
В рамках реализации программы запланировано вовлечение в хозяйственный оборот Калининградской области 11 исторических объектов, в том числе проект сохранения исторического комплекса "Понарт" в Калининграде, замка Рагнит в городе Немане, замка Тапиау в городе Гвардейске, реконструкция старой немецкой мельницы в поселке Железнодорожном, форта в„– 3. В 2023 году на выполнение обязательств по данным проектам в областном бюджете предусмотрено более 1,3 млрд рублей.
33. Калининградская область обладает идеальными условиями для восстановления здоровья граждан. Развитая санаторная база и наличие в Калининградской области крупных медицинских учреждений, таких как федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград), создают условия для развития санаторно-курортного комплекса и медицинского туризма.
34. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы Калининградской области имеют стратегическое значение и являются одним из локомотивов развития экономики Калининградской области.
В среднесрочной перспективе развитие агропромышленного комплекса Калининградской области с учетом эксклавности ее положения будет базироваться на наращивании объемов выпуска продукции, в том числе открытии новых производств, реализации политики импортозамещения и обеспечении продовольственной безопасности региона, дальнейшей технической и технологической модернизации предприятий, а также развитии мелиоративного комплекса и совершенствовании мер поддержки отрасли.
Рыбохозяйственная отрасль - одна из исторически значимых отраслей в экономическом развитии Калининградской области. В настоящее время рыбохозяйственный комплекс вышел на новый этап развития. В рамках данного этапа запускаются новые предприятия, обновляется флот, в целях искусственного воспроизводства увеличиваются объемы и количество выращенных видов водных биологических ресурсов с дальнейшим их выпуском в водные объекты рыбохозяйственного значения Калининградской области, увеличивается выпуск продукции товарной аквакультуры.
35. В последние годы аграрный сектор Калининградской области благодаря реализации системной политики имеет положительную динамику развития. За период 2017-2021 годов производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах выросло на 38,5%, в то время как по Российской Федерации рост продукции сельского хозяйства составил порядка 8%.
Прирост объемов производства в сельском хозяйстве на среднесрочную перспективу в среднем составит 1-2% в год. Новые реализуемые проекты в сфере агропромышленного комплекса обеспечат устойчивые темпы развития данной отрасли.
36. В растениеводстве инвестиционные проекты в среднесрочной перспективе будут направлены на круглогодичное выращивание овощей в закрытом грунте, закладку и выращивание плодовых и ягодных насаждений.
В животноводстве планируется реализация инвестиционных проектов по производству сырого молока и мяса птицы (строительство животноводческого комплекса молочного направления и птицефабрики), которые в дальнейшем будут обеспечивать потребности региональных предприятий пищевой промышленности сырьем местного производства. Также продолжится работа по реализации проектов в области селекции и генетики.
В сфере пищевой перерабатывающей промышленности планируется реализация крупных инвестиционных проектов, которые предполагают строительство заводов по производству замороженного картофеля фри, переработке молока и производству молочной продукции, а также расширение производств панировочных сухарей, замороженных полуфабрикатов из мяса птицы и других видов продукции.
В целях обеспечения населения рыбной продукцией местного производства и по доступным ценам реализуются инвестиционные проекты в сфере товарной аквакультуры по строительству комплексов для выращивания ценных видов рыб - угря, балтийского лосося, кумжи.
В период 2017-2021 годов суммарные объемы инвестиций в сфере сельского хозяйства и рыболовства составили порядка 32 млрд рублей. В среднесрочной перспективе ожидается сохранение ежегодных объемов поступления инвестиций в данные отрасли. В период 2023-2030 годов ожидается создание не менее 1,5 тыс. новых рабочих мест.
37. Необходимой предпосылкой для успешного развития всех секторов экономики является развитие сектора транспорта и логистики как ключевого фактора успеха стратегически важных секторов экономики Калининградской области.
Также в условиях полуэксклавного положения Калининградской области к наиболее перспективным относятся те отрасли, которые имеют наименьшие доли в себестоимости в части транспортных издержек. Одна из таких отраслей - это информационные (цифровые) технологии.
38. В Калининградской области создаются условия для развития инновационной деятельности, определены следующие приоритетные направления ее развития:
1) материаловедение и наносистемы;
2) информационно-телекоммуникационные системы;
3) транспортно-логистические и рекреационные технологии;
4) медицинские биотехнологии;
5) рациональное природопользование, биоресурсы и биотехнологии;
6) энергосбережение и энергетическая безопасность;
7) технологии развития урбанизированной среды;
8) социальные изменения и социально-гуманитарные технологии.
39. Приоритетные направления, указанные в пункте 38 настоящей инвестиционной декларации, сформированы с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года в„– 899.
40. Правительство Калининградской области активно поддерживает создание инновационной инфраструктуры, ключевым элементом которой являются образовательные организации высшего профессионального образования, интегрирующие в себя науку, профессиональное образование и бизнес.
БФУ им. И. Канта выступает инициатором ряда значимых для Калининградской области проектов, в числе которых проект инновационного научно-технологического центра "Балтийская долина - Хьюмантек" (далее - Центр), а также строительство нового кампуса БФУ им. И. Канта.
41. Реализация проекта по строительству кампуса обеспечит:
1) создание на территории Калининградской области современного многофункционального научно-образовательного пространства - кампуса мирового уровня, витрины российского образования в эксклавном регионе страны;
2) формирование уникального научно-образовательного центра глобального уровня, ориентированного на медицинское, биомедицинское, физико-математическое и IT-направления образовательной, исследовательской и инновационной деятельности; цифровизацию всех основных процессов университета и трансформацию логистических процессов в цифровой формат путем создания системы электронного документооборота, способствующего как упрощению, так и ускорению процесса заключения договоров, в том числе и для закупки оборудования и материалов для проведения исследований;
3) консолидацию ресурсов университета в рамках единой локации, максимально отвечающей запросам и ожиданиям обучающихся и научно-педагогических работников;
4) интеграцию университета в городскую среду - создание точки притяжения и роста за счет формирования на территории кампуса открытого гармоничного научно-образовательного и культурно-просветительского пространства;
5) ликвидацию имеющегося дефицита площадей и мест в общежитиях как основного ограничителя дальнейшего развития университета.
42. В рамках реализации проекта создания Центра, решение о создании которого принято Правительством Российской Федерации в феврале 2022 года, определены следующие основные направления его научно-технологической деятельности:
1) биомедицинские клеточные продукты;
2) ассистивные устройства и технологии;
3) высокопродуктивное агро- и аквахозяйство, функциональное питание;
4) чистая энергетика и технологии конструирования.
43. Центр позволит сформировать в пределах компактной площадки современную инфраструктуру, включая научно-исследовательский центр медицинской реабилитации, бизнес-инкубатор, лабораторный и технологический парки с высокоэффективным оборудованием, необходимую для разработки, апробации и опытно-промышленного освоения передовых технологий, материалов и продуктов с целью их последующего ускоренного и упрощенного включения в технологические процессы и производственные цепочки российских компаний.
44. Калининградская область относится к субъектам Российской Федерации с развитым промышленным производством.
Объем отгруженных товаров промышленной продукции в 2021 году достиг 824 млрд рублей. Для сравнения: в пересчете на душу населения объем отгруженной продукции в Калининградской области в 2021 году составлял 805,3 тыс. рублей, что существенно превышает среднероссийский уровень (650,5 тыс. рублей).
В структуре отгруженной продукции промышленности доля обрабатывающих производств составляет свыше 88%.
В течение 2017-2021 годов заметно вырос объем инвестиций в обрабатывающие производства: с 3,6 млрд рублей в 2017 году до 10,9 млрд рублей в 2021 году.
В среднесрочной перспективе развитие обрабатывающей промышленности преимущественно будет зависеть от темпов развития автомобилестроения и пищевой промышленности, которые суммарно составляют около 78% в структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств.
45. Перспективными направлениями развития автомобилестроительной промышленности Калининградской области являются повышение уровня локализации производства автотранспортных средств, реализация проектов по модернизации действующего и созданию нового промышленного производства с целью расширения и углубления технологических процессов группы.
Развитие собственной сырьевой базы способствует реализации инвестиционных проектов в сфере пищевой переработки, в том числе импортозамещения. Пищевая и перерабатывающая промышленность Калининградской области будет развиваться по следующим основным направлениям: переработка плодоовощной продукции, глубокая переработка молока, переработка мясной и рыбной продукции, создание новых продуктов с высокой степенью передела, которые обладают значительным экспортным потенциалом. Большие перспективы имеет реализация новых проектов по глубокой переработке масличных культур.
46. Среди инвестиционных проектов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в Калининградской области, выделяются следующие крупные проекты:
1) инвестиционные проекты "Строительство и эксплуатация клетевого и скипового ствола для обслуживания калийного рудника с реконструкцией производственно-технической базы на месторождении калийно-магниевых солей" и "Строительство и эксплуатация Нивенского горно-обогатительного комбината по добыче и переработке калийно-магниевых солей": инициатор - общество с ограниченной ответственностью "К-Поташ Сервис", общий объем инвестиций - 68,35 млрд рублей, предполагаемое количество создаваемых рабочих мест - 1687, срок реализации - 2023-2032 годы; реализация указанных инвестиционных проектов является основой для создания и эксплуатации на Нивенском месторождении калийно-магниевых солей горно-обогатительного комбината; горно-обогатительный комбинат будет представлять собой комплекс предприятий, целью деятельности которого является получение минеральных удобрений; целью данного проекта является осуществление работ по добыче минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений, добыче соли, производству удобрений и азотных соединений, а также по производству товаров в ассортименте: сульфата калия, соли технической, каменной соли, оксида магния;
2) инвестиционный проект "Создание музейного и театрально-образовательного комплексов в г. Калининграде": инициатор - некоммерческая организация - фонд проектов социального и культурного назначения "Национальное культурное наследие", общий объем инвестиций - 27,43 млрд рублей, срок реализации - 2018-2023 годы (в рамках реализации проекта планируется строительство объектов музейного и театрально-образовательного комплексов: театра оперы и балета (филиала Большого театра), учебного корпуса хореографической академии с интернатом для учащихся, учебного корпуса музыкальной академии с интернатом для учащихся, общеобразовательной школы с бассейном, высшей школы музыкального и театрального искусств, общежития для студентов высшей школы музыкального и театрального искусств, многоквартирных жилых домов для артистов и специалистов театра оперы и балета, преподавателей хореографической академии, средней специальной музыкальной школы и высшей школы музыкального и театрального искусств и сотрудников музейного комплекса);
3) инвестиционный проект "Курортно-оздоровительный комплекс "Променад": инициаторы проекта - акционерное общество "Ланцет" и акционерное общество "Специализированный застройщик "Раушен Хотел Ресорт", общий объем инвестиций - 6,2 млрд рублей, предполагаемое количество создаваемых рабочих мест - 490, срок реализации - 2019-2023 годы (курортно-оздоровительный комплекс включает в себя гостиничный комплекс "Раушен Хотел Ресорт" и медицинский центр "Ланцет");
4) инвестиционный проект "Строительство Западного жилого района по ул. Большая Окружная (мкр. Совхозный) в г. Калининграде": инициатор проекта - общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Мегаполис-Жилстрой", общий объем инвестиций - 57,96 млрд рублей, предполагаемое количество создаваемых рабочих мест - 130, срок реализации - 2023-2032 годы;
5) инвестиционный проект "SvetlogorskGolf&Residents (Светлогорск Гольф Резидентс)": инициатор проекта - акционерное общество "Специализированный застройщик "Раушен Хотел Ресорт", общий объем инвестиций - 59,80 млрд рублей, предполагаемое количество создаваемых рабочих мест - 2500, срок реализации - 2026-2032 годы;
6) инвестиционный проект "Строительство жилого квартала в поселках Сосновка и Вербное Зеленоградского городского округа Калининградской области": инициатор проекта - общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "КУРШСКАЯ РИВЬЕРА", объем инвестиций - 38,002 млрд рублей, предполагаемое количество создаваемых рабочих мест - 25, срок реализации - 2022-2031 годы;
7) инвестиционный проект "Строительство жилого квартала и оздоровительного комплекса в поселке Малиновка Зеленоградского городского округа Калининградской области": инициатор проекта - общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "КУРШСКАЯ РИВЬЕРА", объем инвестиций - 5,0725 млрд рублей, предполагаемое количество создаваемых рабочих мест - 16, срок реализации - 2023-2030 годы;
8) инвестиционный проект "Спортивная база": инициатор проекта - общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Автотор-жилстрой", объем инвестиций - 630 млн рублей, предполагаемое количество создаваемых рабочих мест - 4, срок реализации - 2023-2024 годы;
9) инвестиционный проект "Строительство жилого квартала и спортивного комплекса с двумя теннисными кортами в городе Светлогорске Калининградской области": инициатор проекта - общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Твоя Недвижимость", объем инвестиций - 2,224 млрд рублей, предполагаемое количество создаваемых рабочих мест - 21, срок реализации - 2023-2038 годы;
10) инвестиционный проект "Развитие всесезонного туристическо-рекреационного комплекса NORDIC в пос. Янтарном Калининградской области": инициатор проекта - общество с ограниченной ответственностью "ЭСКЕЙП КАЛИНИНГРАД", объем инвестиций - 181,9 млн рублей, предполагаемое количество создаваемых рабочих мест - 92, срок реализации - 2022-2028 годы.
47. Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 23 июля 2021 года в„– ММ-П16-18пр на территории Калининградской области определен перечень ключевых инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Калининградской области, приведенный в таблице.

в„– п/п
Наименование инвестиционного проекта
Срок реализации, годы
Объем инвестиций, млрд рублей
Количество создаваемых рабочих мест, единиц
1
2
3
4
5
1
Модернизация действующего и создание нового промышленного производства с целью расширения и углубления технологических процессов изготовления новых моделей колесных транспортных средств, включающие в себя создание современных сварочно-окрасочных мощностей - специальный инвестиционный контракт от 28 июня 2019 года в„– 43 (с дополнительным соглашением к нему от 23 декабря 2021 года в„– 1)
2019-2028
32
1063
2
Создание промышленного комплекса по производству кремниевых пластин и фотоэлектрических преобразователей
2022-2023
24,5
675
3
Реализация проектов по глубокой переработке масличных культур:
1) строительство завода по производству ферментированного шрота в городе Светлом Калининградской области;
2) строительство завода по производству биодизеля в городе Светлом Калининградской области
2024-2026
10,9
200
4
Реализация проектов по добыче и переработке калийно-магниевых солей:
1) строительство и эксплуатация клетевого и скипового ствола для обслуживания калийного рудника с реконструкцией производственно-технической базы на месторождении калийно-магниевых солей;
2) строительство и эксплуатация Нивенского горно-обогатительного комбината по добыче и переработке калийно-магниевых солей
2012-2032
69,6
1687
5
Строительство медицинского, гостиничного и санаторно-курортного кластера, завода и научно-исследовательского комплекса "Карбоновая долина"
2023-2027
14,0
1500

48. В целях развития объектов инфраструктуры, в том числе в сферах теплоснабжения, транспорта, экологии, детского отдыха и общего образования, спорта, на территории Калининградской области реализуются проекты с применением механизма государственно-частного партнерства.
По данным рейтинга Министерства экономического развития Российской Федерации, по уровню развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации за 2021 год Калининградская область заняла 25-е место среди 85 субъектов Российской Федерации.

Глава 5. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

49. Инвестиционные обязательства Калининградской области:
1) неухудшение условий реализации инвестиционных проектов в течение всего срока их реализации;
2) соблюдение органами исполнительной власти сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности, а также алгоритмов действий субъектов инвестиционной деятельности по присоединению к инфраструктуре в рамках сводов инвестиционных правил, разработанных в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")";
3) оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Калининградской области, в досудебном порядке;
4) неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки субъектам инвестиционной деятельности в Калининградской области;
5) общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Калининградской области, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну.
50. Губернатор Калининградской области, действуя от имени Калининградской области в соответствии с Уставным законом Калининградской области от 29 сентября 2005 года в„– 651 "О Губернаторе Калининградской области" (далее - Уставный закон Калининградской области "О Губернаторе Калининградской области"), в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области содействует реализации инвестиционной политики, включая вопросы защиты инвестиций, а также прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности, в том числе:
1) равное отношение ко всем субъектам инвестиционной деятельности;
2) участие субъектов инвестиционной деятельности в процессе принятия решений и оценке их реализации;
3) доступ к публичной информации органов исполнительной власти;
4) отсутствие ограничений в реализации инвестиционных проектов в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области;
5) безопасность ведения инвестиционной деятельности на территории Калининградской области;
6) защита капитальных вложений;
7) невмешательство органов исполнительной власти и должностных лиц органов исполнительной власти в заключение субъектами инвестиционной деятельности договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств.
51. Содействие в подключении (присоединении) субъектов инвестиционной деятельности к необходимой инженерной и транспортно-логистической инфраструктуре, необходимой для реализации инвестиционных проектов, оказывается Правительством Калининградской области и АО "Корпорация развития Калининградской области", сопровождающими реализацию инвестиционных проектов, в рамках свода инвестиционных правил. Нарушение процедур и сроков, предусмотренных сводами инвестиционных правил, является основанием для обращения субъектов инвестиционной деятельности в Инвестиционный комитет.
52. Рекомендовано проведение совместных переговоров и консультаций органов исполнительной власти с субъектами инвестиционной деятельности в целях досудебного урегулирования споров и разногласий, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Калининградской области.
Органы исполнительной власти в соответствии с установленной компетенцией и законодательством Калининградской области вступают в переговоры с субъектами инвестиционной деятельности в случае возникновения обстоятельств, связанных с нарушением сроков и условий доступа к существующим формам государственной поддержки, а также в случае возникновения ситуаций, связанных с невозможностью получения согласований, разрешений, решений и одобрений соответствующих органов исполнительной власти, имеющих право выдавать такие согласования, разрешения, решения и одобрения, в течение 1 месяца со дня, когда такие согласования, разрешения, решения и одобрения должны были быть получены в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
53. Для решения вопросов, возникающих в ходе реализации инвестиционных проектов, связанных с нарушением органами исполнительной власти сроков и условий предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также сроков осуществления согласительных и иных процедур, и других вопросов, препятствующих реализации инвестиционного проекта, инициатор инвестиционного проекта вправе обратиться к Губернатору Калининградской области, к заместителю председателя Правительства Калининградской области, курирующему вопросы развития инвестиционного климата на территории Калининградской области, министру экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области посредством:
1) использования официального сайта Правительства Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://gov39.ru/;
2) использования социальных сетей Губернатора Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) использования форм обратной связи, размещенных на портале ИнвестКалининград;
4) направления официального обращения в адрес Губернатора Калининградской области, заместителя председателя Правительства Калининградской области, курирующего вопросы развития инвестиционного климата на территории Калининградской области, министра экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области.
54. В случае невозможности урегулирования вопросов, затрагивающих интересы субъекта инвестиционной деятельности, изложенных в обращении, а также в целях выработки рекомендаций по уменьшению административных барьеров, в том числе в части сокращения сроков и упрощения процедур выдачи разрешительной документации, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, ответственное за подготовку и проведение заседаний Инвестиционного комитета, вносит в проект повестки очередного заседания Инвестиционного комитета обращение указанного субъекта инвестиционной деятельности. Срок рассмотрения Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области обращения не может превышать 30 календарных дней со дня его регистрации.
55. Субъекты инвестиционной деятельности имеют право на получение государственной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Субъектам инвестиционной деятельности обеспечивается поддержка в рамках процедур, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области, при получении согласований, разрешений, лицензий и прочих разрешительных документов для обеспечения субъектов инвестиционной деятельности энергетическими и иными видами ресурсов и подключений для целей реализации инвестиционных проектов в максимально короткие сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Губернатор Калининградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации, направленной на содействие созданию благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на территории Калининградской области.
56. В Калининградской области оказывается содействие реализации государственной социальной и кадровой политики, включая вопросы стимулирования создания новых эффективных рабочих мест и повышения уровня доходов населения Калининградской области за счет реализации инвестиционных проектов на территории Калининградской области.
57. В Калининградской области создана система мер государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов на территории Калининградской области. Законом Калининградской области от 2 июля 2018 года в„– 193 "Об инвестиционной деятельности в Калининградской области" предусмотрены формы государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Информация о мерах государственной поддержки размещена на инвестиционной карте, портале ИнвестКалининград, сайтах органов исполнительной власти, муниципальных образований Калининградской области, АО "Корпорация развития Калининградской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Консультацию в режиме "одного окна" субъект инвестиционной деятельности может также получить в АО "Корпорация развития Калининградской области".
Субъектам инвестиционной деятельности гарантируется реализация права на получение полной, актуальной и достоверной информации при реализации инвестиционных проектов на территории Калининградской области, за исключением информации, составляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обеспечивается неразглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, и другой конфиденциальной информации, предоставленной субъектами инвестиционной деятельности органам исполнительной власти в связи с реализацией инвестиционных проектов на территории Калининградской области.

Глава 6. ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМАНДА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

58. В целях содействия формированию благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности создана инвестиционная команда Калининградской области (далее - инвестиционная команда), включающая в себя:
1) Губернатора Калининградской области;
2) заместителя Председателя Правительства Калининградской области, курирующего вопросы инвестиционного развития Калининградской области;
3) министра экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области;
4) руководителя государственного казенного учреждения Калининградской области "Представительство Правительства Калининградской области при Правительстве Российской Федерации";
5) генерального директора АО "Корпорация развития Калининградской области" - представителя агентства развития Калининградской области;
6) Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области;
7) руководителей органов исполнительной власти, осуществляющих взаимодействие с субъектами инвестиционной деятельности, в рамках сводов инвестиционных правил;
8) председателя Ассоциации "Совет муниципальных образований Калининградской области";
9) руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, ответственных за формирование благоприятного инвестиционного климата и внедрение Стандарта на территории соответствующего муниципального образования Калининградской области;
10) представителей органов исполнительной власти и администраций муниципальных образований Калининградской области, ответственных за достоверность и своевременную актуализацию сведений, размещенных на инвестиционной карте;
11) руководителей (представителей) ресурсоснабжающих организаций Калининградской области (по согласованию);
12) представителя союза "Калининградская торгово-промышленная палата" (по согласованию);
13) представителя Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области (регионального объединения работодателей) (по согласованию);
14) экспертов финансовых организаций в Калининградской области (по согласованию);
15) представителя Калининградского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (по согласованию).
59. Информация о персональном составе инвестиционной команды размещается на портале ИнвестКалининград.
60. Основной задачей инвестиционной команды является формирование благоприятного инвестиционного климата в Калининградской области.
61. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды в части взаимодействия с субъектами инвестиционной деятельности:
1) Губернатор Калининградской области отвечает за:
- определение основных направлений деятельности Правительства Калининградской области, связанных с улучшением инвестиционного климата на территории Калининградской области;
- обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти по вопросам создания благоприятных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Калининградской области;
2) заместитель Председателя Правительства Калининградской области, курирующий вопросы инвестиционного развития Калининградской области, отвечает за:
- контроль исполнения основных показателей эффективности инвестиционной сферы;
- развитие преференциальных территорий и инвестиционной инфраструктуры;
- взаимодействие с субъектами инвестиционной деятельности;
3) министр экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области отвечает за:
- формирование благоприятного инвестиционного климата;
- реализацию основных направлений инвестиционного развития Калининградской области;
- общую координацию деятельности органов исполнительной власти по вопросам, связанным с реализацией сводов инвестиционных правил и предоставлением сведений для размещения на инвестиционной карте;
- общую координацию деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области по вопросам, связанным с размещением сведений на инвестиционной карте;
- достоверность и своевременную актуализацию сведений, размещаемых на инвестиционной карте;
- взаимодействие с субъектами инвестиционной деятельности, в том числе в рамках рассмотрения обращений субъектов инвестиционной деятельности в Инвестиционный комитет;
4) руководитель государственного казенного учреждения Калининградской области "Представительство Правительства Калининградской области при Правительстве Российской Федерации" отвечает за:
- содействие в повышении инвестиционной привлекательности Калининградской области;
- предоставление консультационных услуг, содействие поиску для деловых структур партнеров и субъектов инвестиционной деятельности, содействие в создании и функционировании совместных предприятий, содействие внедрению в экономику Калининградской области передовых технологий, насыщению рынка Калининградской области высококачественными товарами и услугами;
- поиск, консультирование и привлечение российских и иностранных субъектов инвестиционной деятельности для реализации инвестиционных проектов и создания рабочих мест на территории Калининградской области, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средств массовой информации;
- проведение форумов, конференций, круглых столов;
- содействие реализации товаров и оказанию услуг, производимых и оказываемых на территории Калининградской области;
- содействие связям Калининградской области в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях с субъектами Российской Федерации, а также субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств;
5) генеральный директор АО "Корпорация развития Калининградской области" отвечает за:
- поиск и привлечение российских и иностранных компаний - субъектов инвестиционной деятельности для реализации инвестиционных проектов;
- формирование и развитие преференциальных территорий и инвестиционных площадок;
- сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна", направленное на оптимизацию процессов по их реализации, в рамках которого предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях;
- повышение инвестиционной привлекательности и продвижение Калининградской области;
6) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области отвечает за:
- защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности на территории Калининградской области;
- осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности на территории Калининградской области;
- содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав субъектов инвестиционной деятельности на территории Калининградской области;
- правовое просвещение субъектов инвестиционной деятельности по вопросам их прав, форм и методов защиты их законных интересов;
- содействие в формировании и реализации государственной политики Калининградской области в сфере развития предпринимательской деятельности и защиты прав субъектов инвестиционной деятельности;
7) руководители органов исполнительной власти отвечают за обеспечение взаимодействия с субъектами инвестиционной деятельности в рамках реализации инвестиционных проектов в курируемых сферах деятельности в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области;
8) председатель Ассоциации "Совет муниципальных образований Калининградской области" отвечает за координацию деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области по вопросам, связанным с улучшением инвестиционного климата;
9) руководители органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отвечают за содействие в обеспечении привлечения на территорию Калининградской области субъектов инвестиционной деятельности, предоставлении земельных участков для реализации инвестиционных проектов, выдаче разрешительных документов в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области;
10) руководители (представители) ресурсоснабжающих организаций Калининградской области отвечают за обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, необходимым для реализации инвестиционных проектов, в рамках полномочий, предусмотренных учредительными документами;
11) руководители региональных деловых объединений содействуют обеспечению защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с полномочиями, предусмотренными учредительными документами.
62. При осуществлении своей деятельности инвестиционная команда имеет право запрашивать в установленном порядке от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, организаций информацию, необходимую для решения вопросов, входящих в их компетенцию.
63. При формировании состава инвестиционной команды учитывается область компетенции ее членов в соответствии с рассматриваемыми вопросами для эффективного достижения целей настоящей инвестиционной декларации.
Вопросы, за которые отвечают члены инвестиционной команды в части взаимодействия с субъектами инвестиционной деятельности, распределены в соответствии с их полномочиями в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области.
64. Вопрос о необходимости внесения изменений в настоящую инвестиционную декларацию выносится на рассмотрение Инвестиционного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
65. Настоящая инвестиционная декларация, а также перечень нормативных правовых актов Калининградской области, регулирующих положения в области осуществления инвестиционной деятельности на территории Калининградской области, размещаются на портале ИнвестКалининград.".


------------------------------------------------------------------