По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Калининградского областного суда от 16.03.2023 по делу N 3а-91/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26.12.2019 N 204, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16.12.2020 N 177, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 N 199>
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2023 г. по делу в„– 3а-91/2023
(УИД 39OS0000-01-2022-000370-75)
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Козловой Ю.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Малахит" к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы, утвержденных приказами от 26 декабря 2019 года в„– 204, от 16 декабря 2020 года в„– 177, от 27 декабря 2021 года в„– 199 в части включения нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:121613:250,
установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером 39:15:121613:250, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Уральская, д. 18, включено под пунктами 2730, 8014 и 2474 соответственно в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы.
ООО "Малахит", являвшееся в данных налоговых периодах собственником нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:121613:250, просит признать недействующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы юридического лица как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Требования мотивированы тем, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту - ЕГРН), не имеет назначения и наименования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а обследование с целью установления вида его фактического использования перед началом налоговых периодов 2020, 2021 и 2022 годов административным ответчиком не проводилось, в этой связи включение нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:121613:250 в оспариваемые Перечни противоречит пункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Малахит" Крузман А.Х. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске; настаивал, что нежилое помещение с кадастровым номером 39:15:121613:250 не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям пункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. просила в административном иске отказать, поддержала представленный письменный отзыв и дополнения к нему, согласно которым нежилое помещение с кадастровым номером 39:15:121613:250 отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, так как по данным из открытых источников, технической документации и сведениям из ЕГРН, находится в расположенном в центре города Калининграда одном из зданий крупнейшего торгового комплекса, включенном в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 годы, поскольку 83,6% площади здания от его общей площади, составляющей 23530,5 кв. м, относится к торговле, общепиту, офисам и их инфраструктуре (подземные и наземные парковки). Кроме того, согласно сведениям из ЕГРН помещение с кадастровым номером 39:15:121613:250 имеет вид разрешенного использования - "торговое". В соответствии с техническим паспортом объекта из его общей площади 844,4 кв. м торговые площади составляют 690,9 кв. м, что составляет 82%.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Ботвиной Л.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года в„– 625 и от 24 ноября 2021 года в„– 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года в„– 336 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы:
в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1);
нежилых помещений назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1).
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: в 2016 году - 0,75 процента, в 2017 году - 1,0 процента, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году - 1,5 процента и последующие годы - 2,0 процента (пункт 2 статьи 2 Закона области).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года в„– 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Под пунктом 2730 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:15:121613:250.
Приказ от 26 декабря 2019 года в„– 204 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2019 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177 утвержден Перечень объектов, недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Под пунктом 8014 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:15:121613:250.
Приказ от 16 декабря 2020 года в„– 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 2474 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:15:121613:250.
Приказ от 27 декабря 2021 года в„– 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Все вышеперечисленные Перечни вступили в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародованы до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
ООО "Малахит" считает включение принадлежащего ему на праве собственности объекта с кадастровым номером 39:15:121613:250 в указанные Перечни не основанным на подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку по сведениям ЕГРН данный объект имеет наименование "нежилое помещение", назначение "нежилое", расположен в здании, ни наименование которого - "административное здание", ни разрешенное использование земельного участка, на котором оно расположено, - "под встроенные помещения, используемые под офис в административно-торговом комплексе" - не являются безусловным основанием для включения рассматриваемого объекта в Перечни, а вид фактического использования нежилого помещения в установленном порядке до его включения в Перечень на соответствующий налоговый период административным ответчиком не устанавливался.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. дала пояснения о том, что нежилое помещение с кадастровым номером 39:15:121613:250 правомерно включено в оспариваемые Перечни, поскольку подпадает как под условия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, так как находится в здании торгового центра, включенном в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 годы, так и под условия подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку спорное нежилое помещение по данным ЕГРН имеет вид разрешенного использования - торговое и по данным открытых источников фактически использовалось и используется под размещение объектов торговли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Материалами дела подтверждено, что объект с кадастровым номером 39:15:121613:250, принадлежащий с 31 августа 2012 года на праве собственности ООО "Малахит", поставлен на кадастровый учет 02 июля 2011 года, имеет наименование "нежилое помещение", назначение "нежилое", вид разрешенного использования - "торговое" и находится в нежилом здании с кадастровым номером с 39:15:121613:51 (л.д. 68-72).
По сведениям ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером 39:15:121613:51, наименование - "административное здание", год завершения строительства 2005 (инвентарный номер 42574), поставлено на кадастровый учет 27 мая 2010 года, расположено по адресу: г. Калининград, ул. Уральская, д. 18, на земельном участке с кадастровым номером 39:15:121613:29, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "под встроенные помещения, используемые под офис в административно-торговом комплексе" (л.д. 42-91).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
Административное здание с кадастровым номером 39:15:121613:51 включено соответственно под пунктами 5030, 8027, 2578 в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы, оспариваемые административным истцом только в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:121613:250, расположенного в этом здании.
Те же нормативные правовые акты в части включения в них административного здания с кадастровым номером 39:15:121613:51 не оспорены и являются действующими.
Как следует из письменного отзыва Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, административный ответчик включил здание с кадастровым номером 39:15:121613:51 в указанные Перечни исходя из его предназначения и фактического использования в качестве торгового центра, а также данных технического паспорта здания, сведений из ЕГРН о здании и земельном участке, информации из открытых источников.
Административный ответчик сослался на то, что, согласно официального сайта торгового комплекса "Мега" https://megakd.ru/, Торговый комплекс "Мега" - крупнейший торговый комплекс в историческом центре города Калининграда, представляет собой единый комплекс зданий торговых центров "Мега Центр", "Мега Маркет", "Мега Дом" и торговой галереи "Сити", связанных общей территорией, многоуровневой подземной (220 кв. м) и наземной (180 кв. м) парковками, подземным пешеходным переходом.
Из сведений официального сайта, данных лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, выданной ООО "Виктория Балтия", административный ответчик сделал вывод о том, что в налоговые периоды 2020, 2021, 2022 годов в здании "Мега Маркет" (кадастровый номер 39:15:121613:51), общей площадью 23530,5 кв. м, в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером 39:15:121613:250, первые три этажа занимает Торгово-развлекательная галерея с входящими в нее супермаркетом "Виктория" (16% от общей площади всего здания), гипермаркетом бытовой техники "UIMA", музеем познавательных наук "Эйнштейн", пекарней.
Таким образом, нежилое помещение с кадастровым номером 39:15:121613:250 расположено на первом этаже торгового центра "Мега Маркет", включенного в Перечни объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость в налоговые периоды 2020, 2021, 2022 годы, не оспоренные административным истцом в данной части, в этой связи соответствующий режим налогообложения распространяется и на входящее в торговый центр нежилое помещение с кадастровым номером 39:15:121613:250 в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, согласно сведениям из ЕГРН спорное нежилое помещение имеет вид разрешенного использования - торговое.
При таком положении суд не усматривает оснований согласиться с доводами стороны административного истца о несправедливом налогообложении нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:121613:250.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года в„– 10-П, от 24 марта 2017 года в„– 9-П и от 2 июля 2020 года в„– 32-П; определения от 27 октября 2015 года в„– 2428-О, от 8 ноября 2018 года в„– 2796-О, от 2 июля 2019 года в„– 1831-О и в„– 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.
В обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость (Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года в„– 46-П).
Согласно экспликации внутренних помещений литера XIV (нежилое помещение с кадастровым номером 39:15:121613:250) инвентарного дела на нежилой дом в„– 18 по ул. Уральской г. Калининграда вся его площадь отнесена к "торговой: основной и подсобной" (л.д. 123).
Сторона административного истца фактически и не оспаривала использование нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:121613:250 для размещения торговых объектов, указывая лишь на формальное отсутствие до формирования оспариваемых Перечней у административного ответчика доказательств, подтверждающих данное обстоятельство.
В соответствии с частью статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Суд отклоняет доводы представителя ООО "Малахит" об отсутствии у административного истца доказательств, обосновывающих включение указанного объекта в оспариваемые Перечни и имевшихся в распоряжении Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области до составления Перечня на каждый налоговый период.
Представленные административным ответчиком в материалы дела документы, хотя и получены в 2023 году, являются относимыми к рассматриваемым налоговым периодам, а, соответственно, могут быть положены в основу выводов суда как о предназначении, так и о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:121613:250.
Кроме того, согласно пункту 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 в„– 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, сведений из открытых источников информации.
Таким образом, использование, кроме информации из компетентных органов, сведений из открытых источников, в том числе и официального сайта Торгового комплекса "Мега", согласно которому вышеуказанное нежилое помещение расположено в Торговом центре "Мега Маркет", является допустимым.
Обоснованность включения нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:121613:250 в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы, подтверждена административным ответчиком надлежащими средствами доказывания.
Взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 39:15:121613:250, имеет экономическое обоснование, принципы равенства и справедливости налогообложения, закрепленные статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, в отношении административного истца не нарушены.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования ООО "Малахит" не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО "Малахит" об оспаривании в части Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26.12.2019 в„– 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16.12.2020 в„– 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 в„– 199.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 28 марта 2023 года.
Судья
А.В. Шкуратова
------------------------------------------------------------------