Постановление Правительства Калининградской области от 04.12.2023 N 539-п "О модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Калининградской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2023 г. в„– 539-п

О модели системы долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе,
в Калининградской области

В соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Калининградской области в 2023 году, утвержденным распоряжением Правительства Калининградской области от 25 августа 2023 года в„– 263-рп, Правительство Калининградской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Калининградской области.
2. Определить муниципальные образования Калининградской области, на территориях которых осуществляется реализация модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Калининградской области, по перечню согласно приложению.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 11 сентября 2023 года.

Губернатор
Калининградской области
А.А. Алиханов





Утверждена
постановлением
Правительства
Калининградской области
от 4 декабря 2023 г. в„– 539-п

Модель системы долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе,
в Калининградской области

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая модель разработана в целях реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее - граждане, нуждающиеся в уходе), в Калининградской области (далее - система долговременного ухода) как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года в„– 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 24 ноября 1995 года в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года в„– 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Калининградской области.
3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
4. В настоящей модели используются следующие понятия:
1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
6) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", и в соответствии с настоящей моделью.

Глава 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

6. Цели внедрения системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
7. Задачи внедрения системы долговременного ухода:
1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
5) организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
6) создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности органов исполнительной власти Калининградской области, указанных в подпунктах 1-3 пункта 8 настоящей модели (далее - уполномоченные органы), организаций, указанных в подпунктах 4-6, 9 пункта 8 настоящей модели (далее - организации), и их работников;
9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.

Глава 3. УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

8. Участниками системы долговременного ухода являются:
1) Министерство социальной политики Калининградской области (далее - Министерство социальной политики);
2) Министерство здравоохранения Калининградской области;
3) Министерство образования Калининградской области;
4) областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" (далее - Центр социальной поддержки населения);
5) государственные бюджетные учреждения социального обслуживания Калининградской области, подведомственные Министерству социальной политики (далее - поставщики социальных услуг);
6) медицинские организации;
7) региональный координационный центр в Калининградской области, созданный на базе Центра социальной поддержки населения (далее - региональный координационный центр);
8) территориальные координационные центры, созданные на базе Центра социальной поддержки населения (далее - территориальные координационные центры);
9) федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - федеральное учреждение медико-социальной экспертизы);
10) граждане, осуществляющие уход;
11) граждане, нуждающиеся в уходе.

Глава 4. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

9. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:
1) единство общих целей, которые одинаково значимы для всех участников системы долговременного ухода;
2) приоритет интересов, мнений и потребностей граждан, нуждающихся в уходе;
3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;
4) синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками системы долговременного ухода, не дублируются и не противоречат друг другу;
5) коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками системы долговременного ухода совместно;
6) коллективная ответственность за результат, который достигается общими усилиями участников системы долговременного ухода;
7) конфиденциальность информации, получаемой и передаваемой в процессе межведомственного взаимодействия.
10. Деятельность работников организаций в рамках системы долговременного ухода осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в уходе, и основывается на следующих принципах: ответственность, компетентность, индивидуальность, добровольность, конфиденциальность.
11. Медицинские организации представляют информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) на разглашение указанных сведений.

Глава 5. ВЫЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УХОДЕ,
ВКЛЮЧЕНИЕ ИХ В СИСТЕМУ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

12. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, - процесс обработки информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей в Министерство социальной политики, в региональный координационный центр, территориальные координационные центры посредством:
1) ведомственной информационной системы и единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках информационного обмена сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, выявленных:
- при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- при посещении гражданином участкового врача или иного врача, проведении диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях;
- при взаимодействии с федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области, органами исполнительной власти Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области (далее - органы местного самоуправления);
2) обращений граждан, их законных представителей или иных лиц, действующих в их интересах:
- на горячую линию или телефон доверия организаций;
- с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", Регионального портала государственных и муниципальных услуг Калининградской области;
3) проведения опросов (анкетирования), поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых органами местного самоуправления, поставщиками социальных услуг, общественными организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами).
13. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в письменной или электронной форме заявление данного гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в Министерство социальной политики, Центр социальной поддержки населения, а также такое заявление или обращение, переданные в указанные органы (организации) в рамках межведомственного взаимодействия.
14. Заявление о предоставлении социального обслуживания подается по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 года в„– 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".
15. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
16. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенного между гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем и поставщиком социальных услуг в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - договор о предоставлении социальных услуг).
17. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и его включение в систему долговременного ухода предполагают проведение следующих мероприятий:
1) определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений;
2) установление уровня нуждаемости в уходе при определении индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах по уходу;
3) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, иных социальных услуг и социального сопровождения (с его согласия);
5) составление и утверждение индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа) в порядке, установленном Положением о порядке признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и определении индивидуальной потребности граждан в социальных услугах и социальном сопровождении, утвержденным приказом Министерства социальной политики от 21 мая 2019 года в„– 360;
6) составление территориальным координационным центром проекта дополнения к индивидуальной программе;
7) утверждение региональным координационным центром дополнения к индивидуальной программе.
18. Основанием для исключения гражданина из системы долговременного ухода является утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
19. Решение о включении гражданина в систему долговременного ухода или об отказе во включении гражданина в систему долговременного ухода принимается Центром социальной поддержки населения в соответствии с положениями Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Глава 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГРАЖДАНИНА
В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ
В СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГАХ ПО УХОДУ

20. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости, которые являются работниками территориального координационного центра (далее - эксперты по оценке нуждаемости), с учетом сведений, полученных в том числе в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода.
21. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в соответствии с рекомендациями по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, а также в соответствии с алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, утверждаемыми приказом Министерства социальной политики.
22. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, используется анкета-опросник по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник), форма которой утверждается приказом Министерства социальной политики.
23. Анкета-опросник - документ, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, согласно заявлению о предоставлении социального обслуживания, поданному гражданином или его законным представителем, или обращению в его интересах иных граждан, обращению государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений либо решение об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальных услугах по уходу.
24. В анкете-опроснике содержатся вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способности самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни, оценочная шкала индивидуальной потребности в уходе, а также перечень рекомендуемых социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу. Правила заполнения анкеты-опросника утверждаются приказом Министерства социальной политики.
25. Результатами определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, являются признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг.
26. При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, исходя из индивидуальной потребности, ему устанавливается 1-й, 2-й или 3-й уровень нуждаемости в уходе.
27. В случае возникновения обстоятельств, которые улучшили либо ухудшили или могут улучшить либо ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в уходе, пересматривается индивидуальная потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (не реже одного раза в год).
28. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости.
29. Эксперт по оценке нуждаемости обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов: "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";
2) пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления экспертной деятельности по определению индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах по уходу;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, утверждаемые приказом Министерства социальной политики (далее - принципы и правила корпоративной этики).

Глава 7. ПОДБОР ГРАЖДАНИНУ, НУЖДАЮЩЕМУСЯ В УХОДЕ,
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО УХОДУ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ
ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

30. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальных услугах по уходу и уровнем его нуждаемости в уходе.
31. При подборе социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и определении условий их предоставления учитываются следующие параметры:
1) характер ухода - потребность в замещающих действиях (действия за гражданина, нуждающегося в уходе, не способного полностью или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности), или ассистирующих действиях (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования), или в их сочетании;
2) периодичность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение недели (от одного раза до нескольких раз);
3) интенсивность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение дня (от одного раза до нескольких раз);
4) продолжительность ухода - объем часов, требуемый для предоставления социальных услуг по уходу в неделю и в день;
5) время предоставления ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение суток (в дневное время, в ночное время);
6) график предоставления социальных услуг по уходу (с учетом возможностей граждан, осуществляющих уход, из числа ближайшего окружения).
32. При определении оптимальных условий предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, необходимо исходить из приоритетности сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (дома, в семье) и учитывать обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
33. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется по месту жительства или месту пребывания гражданина, нуждающегося в уходе.
34. В случае если при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому не достигаются цели социального обслуживания, поскольку потребность гражданина, нуждающегося в уходе, превышает максимальный объем социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода (28 часов в неделю), и при этом гражданин, нуждающийся в уходе, отказывается от иных социальных услуг, предоставление которых будет способствовать его дальнейшему проживанию дома, рекомендуется предлагать гражданину, нуждающемуся в уходе, стационарную форму социального обслуживания.
35. Срок предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социального обслуживания в стационарной форме при временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании рекомендуется ограничивать временем, необходимым для достижения целей социального обслуживания.
36. Штатные расписания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, формируются в соответствии с рекомендуемыми нормативами штатной численности, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года в„– 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений".

Глава 8. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

37. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется бесплатно в форме социального обслуживания на дому гражданам, которым установлен 1-й, 2-й или 3-й уровень нуждаемости в уходе.
38. Перечень социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, утверждается приказом Министерства социальной политики.
39. К социальным услугам по уходу, включаемым в социальный пакет долговременного ухода, направленным на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, на сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, относятся:
1) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку питания, включая приготовление или помощь при приготовлении и приеме пищи, кормление, соблюдение диеты, питьевого режима и прочее;
2) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку личной гигиены, включая утренний и вечерний туалет, купание, переодевание, смену абсорбирующего белья и другие гигиенические процедуры по уходу за телом;
3) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку мобильности, включая позиционирование, вертикализацию, передвижение и прочее;
4) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку состояния здоровья, включая наблюдение за общим состоянием здоровья, выполнение медицинских рекомендаций, помощь при подготовке лекарственных препаратов и их приеме, ведение дневника ухода;
5) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку социального функционирования, включая поддержку потребности в движении и общении, а также навыков, способствующих сохранению памяти, внимания, мышления, и прочее.
40. Социальные услуги по уходу предоставляются в соответствии со стандартами социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, утверждаемыми приказом Министерства социальной политики (далее - стандарты).
41. Стандарты устанавливают для каждой социальной услуги по уходу алгоритм, объем, периодичность и условия ее предоставления, а также оценку результатов и показатели качества социальной услуги по уходу. Объем и периодичность предоставления социальных услуг по уходу могут быть изменены в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина, нуждающегося в уходе.
42. Объем социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - объем социального пакета долговременного ухода), определяется в соответствии с уровнем нуждаемости гражданина в уходе и измеряется в часах (минутах) в неделю.
43. При установлении гражданину 1-го уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 14 часов в неделю (840 минут).
44. При установлении гражданину 2-го уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 21 часа в неделю (1260 минут).
45. При установлении гражданину 3-го уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 28 часов в неделю (1680 минут).
46. Суммарное время, требуемое для предоставления всех социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - суммарное время), не может превышать предельный объем социального пакета долговременного ухода, установленный для каждого уровня нуждаемости в уходе.
47. В случае если суммарное время меньше объема социального пакета долговременного ухода, назначенного гражданину, нуждающемуся в уходе, то избыток времени используют для увеличения объема и периодичности предоставления наиболее трудоемких социальных услуг по уходу.
48. График предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, определяется по согласованию с гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем, а также с гражданином, осуществляющим уход (при наличии), и может составлять:
1) до двух раз в день 3-7 дней в неделю при наличии у гражданина 1-го или 2-го уровня нуждаемости в уходе;
2) до трех раз в день 5-7 дней в неделю при наличии у гражданина 2-го или 3-го уровня нуждаемости в уходе.
49. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется в соответствии с порядком предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому, утверждаемым приказом Министерства социальной политики.
50. Социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, гражданину, нуждающемуся в уходе, предоставляются помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг (далее - помощник по уходу).
51. Помощник по уходу обязан:
1) соответствовать требованиям профессионального стандарта "Помощник по уходу";
2) пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики.
52. Помощник по уходу заполняет отчет о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину, нуждающемуся в уходе, бесплатно в форме социального обслуживания на дому (далее - отчет), форма которого утверждается приказом Министерства социальной политики.
53. Отчет составляется в отношении каждого гражданина, получающего социальный пакет долговременного ухода, 1 раз в месяц, его заполнение осуществляют все помощники по уходу, обеспечивающие предоставление социальных услуг по уходу.
54. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого поставщиком социальных услуг, не может быть меньше объема, предусмотренного дополнением к индивидуальной программе.
55. Поставщик социальных услуг не может предоставлять иные социальные услуги взамен социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предусмотренных дополнением к индивидуальной программе.

Глава 9. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В УХОДЕ,
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

56. Гражданам, нуждающимся в уходе, которым назначен социальный пакет долговременного ухода, иные социальные услуги предоставляются в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме социального обслуживания или в их сочетании в соответствии с индивидуальной потребностью граждан в социальных услугах по видам социальных услуг, перечисленных в статье 20 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", с учетом положений, установленных статьями 31, 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года в„– 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг", приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 августа 2023 года в„– 647н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому" и от 8 августа 2023 года в„– 648н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания".
57. Содействие гражданам, нуждающимся в уходе, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), осуществляется с учетом их индивидуальной потребности и в соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
58. К социальному сопровождению граждан, нуждающихся в уходе, относится деятельность по осуществлению содействия:
1) в предоставлении бесплатной медицинской помощи всех видов на дому или в медицинских организациях, включая:
- специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также паллиативную медицинскую помощь;
- проведение диспансеризации, медицинских осмотров (профилактических, предварительных, периодических), оздоровления;
- диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;
- проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации;
2) в бесплатном предоставлении необходимых лекарственных средств (для граждан, имеющих право на их получение);
3) в получении психологической, педагогической, юридической помощи;
4) в получении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, включая меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на их получение;
5) в получении услуг реабилитации и абилитации (для граждан, имеющих право на их получение).

Глава 10. СОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В УХОДЕ,
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ДОПОЛНЕНИЯ
К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

59. Индивидуальная программа - документ, составляемый в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 года в„– 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг" (далее - приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг").
60. В индивидуальной программе указываются форма (формы) социального обслуживания, виды социальных услуг, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг с учетом положений, установленных Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
61. Дополнение к индивидуальной программе - документ, составляемый для гражданина, нуждающегося в уходе, которому при определении индивидуальной потребности в социальных услугах по уходу установлен 1-й, 2-й или 3-й уровень нуждаемости в уходе.
62. В дополнении к индивидуальной программе указываются уровень нуждаемости гражданина в уходе, объем социального пакета долговременного ухода, условия его предоставления и перечень включенных в него социальных услуг по уходу. Форма дополнения к индивидуальной программе утверждается приказом Министерства социальной политики.
63. Дополнение к индивидуальной программе составляется экспертом по оценке нуждаемости и утверждается региональным координационным центром в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина, нуждающегося в уходе, в социальных услугах по уходу в сроки, устанавливаемые приказом Министерства социальной политики.
64. Граждане, нуждающиеся в уходе, их законные представители имеют право на участие в составлении индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
65. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе для гражданина, нуждающегося в уходе, или его законного представителя имеют рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
66. Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги гражданину, нуждающемуся в уходе, в соответствии с индивидуальной программой, дополнением к индивидуальной программе и условиями договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем, на основании требований Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
67. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе пересматриваются в зависимости от изменения индивидуальной потребности гражданина, нуждающегося в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, но не реже одного раза в год.
68. Данные об индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика (наименования поставщиков) социальных услуг, реализующего (реализующих) индивидуальную программу) вносятся в регистр получателей социальных услуг, формирование и ведение которого осуществляет Министерство социальной политики.
69. Данные о дополнении к индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика социальных услуг по уходу, реализующего дополнение к индивидуальной программе) вносятся в ведомственную информационную систему Министерства социальной политики.

Глава 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

70. Социальное обслуживание предоставляется гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании договора о предоставлении социальных услуг.
71. Форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
72. В договоре о предоставлении социальных услуг в обязательном порядке указываются:
1) объем и перечень социальных услуг, определенных индивидуальной программой, предоставляемых в соответствии с положениями Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
2) объем и перечень социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, определенных дополнением к индивидуальной программе, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому.
73. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе являются приложениями к договору о предоставлении социальных услуг.
74. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 12. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

75. Функционирование системы долговременного ухода обеспечивается уполномоченными органами, организациями и их работниками.
76. Уполномоченные органы создают и развивают сеть организаций, предоставляющих гражданам, нуждающимся в уходе, социальные, медицинские, реабилитационные и абилитационные услуги.
77. Министерство социальной политики формирует инфраструктуру организаций, обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода, включая создание:
1) регионального координационного центра, основной целью которого является информационно-аналитическое обеспечение системы долговременного ухода в Калининградской области; положение о региональном координационном центре утверждается приказом Министерства социальной политики;
2) территориальных координационных центров, основной целью которых является обеспечение функционирования системы долговременного ухода на территории одного или нескольких муниципальных образований Калининградской области; положение о территориальном координационном центре утверждается приказом Министерства социальной политики;
3) в организации, являющейся поставщиком социальных услуг, структурных подразделений, выполняющих функции:
- пункта проката технических средств реабилитации (далее - пункт проката), основной целью которого является обеспечение предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, во временное пользование технических средств реабилитации; положение о пункте проката утверждается приказом Министерства социальной политики;
- школы ухода, основной целью которой является обучение граждан, осуществляющих уход, практическим навыкам ухода;
- центров дневного пребывания, основной целью которых является поддержка граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, при этом в центрах дневного пребывания социальные услуги по уходу, включаемые в социальный пакет долговременного ухода, не предоставляются.

Глава 13. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ
ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

78. Организация межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода (далее - межведомственное взаимодействие) осуществляется на основе регламентов межведомственного взаимодействия, утверждаемых приказами Министерства социальной политики и Министерства здравоохранения Калининградской области.
79. Регламент межведомственного взаимодействия устанавливает порядок взаимодействия участников системы долговременного ухода по выявлению граждан, нуждающихся в уходе, включению их в систему долговременного ухода, а также порядок и формы взаимодействия, включая информационное взаимодействие между уполномоченными органами и организациями, иными органами и организациями Калининградской области:
1) при выявлении граждан, нуждающихся в уходе, - потенциальных получателей социальных услуг;
2) при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) при подборе гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
4) при предоставлении гражданам, нуждающимся в уходе, социального обслуживания, в том числе социальных услуг по уходу;
5) при госпитализации граждан, нуждающихся в уходе, в медицинские организации;
6) при подтверждении факта оказания гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в целях оплаты данных услуг поставщику социальных услуг.
80. Межведомственное взаимодействие обеспечивается посредством ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с использованием специализированного мобильного приложения для обмена информацией (при наличии).

Глава 14. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

81. В целях обеспечения функционирования системы долговременного ухода осуществляется подготовка кадров.
82. Министерство социальной политики организует обучение работников, участвующих в организации и оказании социальных услуг по уходу (помощников по уходу, организаторов ухода), а также обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода (экспертов по оценке нуждаемости, социальных координаторов и других специалистов), по программам дополнительного профессионального образования (программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки) (далее - профессиональные программы).
83. Реализация профессиональных программ по обучению экспертов по оценке нуждаемости, социальных координаторов, организаторов ухода и помощников по уходу осуществляется на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, в том числе медицинских образовательных организаций, а также иных организаций, имеющих лицензию на реализацию профессиональных программ, материально-технически оснащенную учебную базу для проведения теоретических и практических занятий, квалифицированный преподавательский состав.
84. Обучение работников организаций по вопросам внедрения системы долговременного ухода осуществляется посредством организации и проведения региональных конференций, обучающих семинаров, тематических мастер-классов, межрегиональных мероприятий по обмену опытом, ознакомлению с лучшими международными практиками.
85. Социальный координатор является работником регионального или территориального координационного центра, который обеспечивает взаимодействие работников медицинских и иных организаций, поставщиков социальных услуг с гражданином, нуждающимся в уходе, его ближайшим окружением, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
86. Социальный координатор обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов: "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";
2) пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построения эффективного общения, разрешения конфликтных ситуаций, изучения психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики.
87. Деятельность социального координатора территориального координационного центра осуществляется во взаимодействии с социальным координатором регионального координационного центра и организатором ухода.
88. Организатор ухода является руководителем структурного подразделения поставщика социальных услуг, который организует деятельность помощников по уходу и осуществляет контроль за предоставлением гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
89. Организатор ухода обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов: "Руководитель организации социального обслуживания" или "Специалист по социальной работе";
2) пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построения эффективного общения, разрешения конфликтных ситуаций, изучения психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики.

Глава 15. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

90. Финансовое обеспечение системы долговременного ухода осуществляется за счет:
1) средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Калининградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, по следующим расходам:
- обеспечение деятельности поставщиков социальных услуг;
- обеспечение граждан, нуждающихся в уходе, техническими средствами реабилитации в пунктах проката;
- обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров в системе долговременного ухода;
2) средств системы обязательного медицинского страхования, предусмотренных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи всех видов, включая специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь), при проведении диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, на обеспечение лекарственными средствами (в части оказания медицинских услуг гражданам, нуждающимся в уходе, и обеспечения их лекарственными средствами);
3) средств федерального бюджета, предусмотренных на:
- реализацию создания системы долговременного ухода;
- финансовое обеспечение программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан;
- поддержку негосударственных проектов строительства организаций социального обслуживания нового типа, предоставляющих услуги в стационарной форме социального обслуживания;
- обеспечение граждан техническими средствами реабилитации, осуществление социальной реабилитации и абилитации;
4) дополнительных средств федерального бюджета на финансовое обеспечение предоставления социального пакета долговременного ухода;
5) средств граждан, нуждающихся в уходе, при предоставлении социальных услуг на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в части получения социальных услуг, не включенных в социальный пакет долговременного ухода).

Глава 16. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ,
НУЖДАЮЩИМСЯ В УХОДЕ, СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО УХОДУ, ВКЛЮЧЕННЫХ
В СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА, И МОНИТОРИНГ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

91. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, - система мероприятий, проводимых на постоянной основе в целях проверки результативности исполнения договора и дополнения к индивидуальной программе (включая исполнение помощником по уходу своих должностных обязанностей), осуществляемых Министерством социальной политики, территориальным координационным центром, поставщиком социальных услуг.
92. Мониторинг функционирования системы долговременного ухода (далее - мониторинг) - система наблюдений, осуществляемых региональным и территориальными координационными центрами на постоянной основе посредством сбора, обобщения, анализа и систематизации информации по:
1) выявлению граждан, нуждающихся в уходе, - потенциальных получателей социальных услуг;
2) определению экспертом по оценке нуждаемости территориального координационного центра индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах по уходу;
3) исполнению поставщиком социальных услуг дополнения к индивидуальной программе;
4) получению территориальным координационном центром и исполнению помощником по уходу медицинских рекомендаций при организации ухода за гражданином, нуждающимся в уходе;
5) обеспеченности техническими средствами реабилитации пунктов проката;
6) организации в школах ухода обучения граждан, осуществляющих уход (из числа ближайшего окружения).
93. Мониторинг осуществляется с использованием ведомственной информационной системы и единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе с использованием специализированного мобильного приложения для обмена информацией (при наличии).

Глава 17. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

94. Внедрение и развитие системы долговременного ухода осуществляются посредством:
1) формирования на уровне Правительства Калининградской области постоянно действующей комиссии по созданию системы долговременного ухода, определения регламента ее работы;
2) проведения оценки имеющихся для внедрения системы долговременного ухода демографических, инфраструктурных, кадровых, финансовых, материально-технических, административных и иных ресурсов с последующей разработкой мер по их увеличению;
3) разработки и утверждения плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению системы долговременного ухода, включая определение ответственных исполнителей и источников финансирования мероприятий;
4) разработки и утверждения нормативных правовых актов, регулирующих реализацию системы долговременного ухода в соответствии с настоящей моделью;
5) разработки и утверждения регламента межведомственного взаимодействия, в том числе информационного взаимодействия, уполномоченных органов, организаций и их работников в рамках системы долговременного ухода;
6) организации подготовки работников, обеспечивающих организацию и оказание социальных услуг по уходу, а также функционирование системы долговременного ухода;
7) определения инфраструктуры системы долговременного ухода, включая создание регионального и территориальных координационных центров;
8) обеспечения материально-технической базы для создания пунктов проката, школ ухода, центров дневного пребывания;
9) отработки организационных моделей предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в зависимости от места жительства или места пребывания гражданина, нуждающегося в уходе (для городских и сельских жителей);
10) обеспечения контроля качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
11) обеспечения поддержки граждан, осуществляющих уход, путем организации их обучения в школах ухода;
12) привлечения добровольцев (волонтеров), представителей некоммерческих организаций к реализации настоящей модели;
13) разработки документов, в том числе мобильных приложений, в которых фиксируется проведение работниками организаций работы с гражданином, нуждающимся в уходе, отражается динамика состояния его здоровья, результативность осуществляемого ухода и иные необходимые данные;
14) обеспечения межведомственной информационной поддержки системы долговременного ухода, включая информирование граждан, нуждающихся в уходе;
15) разработки механизма получения Министерством социальной политики или уполномоченным им учреждением, не являющимся поставщиком социальных услуг, сведений о гражданах, нуждающихся в уходе, - потенциальных получателях социальных услуг - в системе долговременного ухода, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
16) проведения мониторингов, формирования отчетности о функционировании в Калининградской области системы долговременного ухода.





Приложение
к постановлению
Правительства
Калининградской области
от 4 декабря 2023 г. в„– 539-п

ПЕРЕЧЕНЬ
муниципальных образований Калининградской области,
на территориях которых осуществляется реализация модели
системы долговременного ухода за гражданами пожилого
возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе,
в Калининградской области

в„– п/п
Наименование муниципального образования Калининградской области
1
Городской округ "Город Калининград"
2
Гурьевский муниципальный округ
3
Неманский муниципальный округ
4
Пионерский городской округ
5
Советский городской округ


------------------------------------------------------------------