Приказ Министерства образования Калининградской области от 09.06.2023 N 923/1 "О внесении изменения в приказ Министерства образования Калининградской области от 10 августа 2021 года N 908/1 "О региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Калининградской области"



Зарегистрировано в Правительстве Калининградской области 9 июня 2023 г. в„– ГР/514/2023
------------------------------------------------------------------

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 9 июня 2023 г. в„– 923/1

О внесении изменения в приказ Министерства образования
Калининградской области от 10 августа 2021 года в„– 908/1
"О региональной системе научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров
Калининградской области"

Во исполнение пункта 13 основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года в„– 3273-р, в соответствии с Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 года в„– Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года в„– Р-174"

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министерства образования Калининградской области от 10 августа 2021 года в„– 908/1 "О региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Калининградской области" изменение согласно приложению.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра образования Калининградской области М.И. Короткевич.
3. Приказ подлежит государственной регистрации.
4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр образования
Калининградской области
С.С. Трусенёва





Приложение
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 9 июня 2023 г. в„– 923/1

Изменение, которое вносится в приказ
Министерства образования Калининградской области
от 10 августа 2021 года в„– 908/1 "О региональной системе
научно-методического сопровождения педагогических работников
и управленческих кадров Калининградской области"

Приложение к указанному приказу изложить в следующей редакции:

"Приложение
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 10 августа 2021 г. в„– 908/1

ПОЛОЖЕНИЕ
о создании и функционировании региональной системы
научно-методического сопровождения педагогических работников
и управленческих кадров Калининградской области

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Калининградской области (далее соответственно - Положение, система научно-методического сопровождения, РСНМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РСНМС, методологические, содержательные и организационные основы совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Калининградской области.
2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа";
4) государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года в„– 1642);
5) распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года в„– 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
6) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2021 года в„– 37 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
7) распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 года в„– Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года в„– Р-174";
8) распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 года в„– Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
9) распоряжение Правительства Калининградской области от 16 октября 2020 года в„– 184-рп "О концепции создания в Калининградской области центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" и признании утратившими силу отдельных распоряжений Правительства Калининградской области";
10) приказ Министерства образования Калининградской области от 19 июля 2022 года в„– 884/1 "Об утверждении Концепции системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Калининградской области";
11) приказ Министерства образования Калининградской области от 16 сентября 2013 года в„– 974/1 "Об утверждении Устава государственного автономного учреждения Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" (новая редакция)".
3. Понятия, используемые в Положении, приведены в приложении к Положению.

Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РСНМС

4. Целью РСНМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС), обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
5. Задачи РСНМС:
1) выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ), построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" (далее соответственно - ЦНППМ, КОИРО);
2) обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
3) развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
4) разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
5) создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
6) внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
7) создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
8) создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
9) стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
6. Принципами формирования РСНМС являются:
1) соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование" региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
2) соответствие реализуемых в Калининградской области мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
3) консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.

Глава 3. СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ РСНМС

7. Региональная система научно-методического сопровождения включает структурные компоненты регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
8. Структурный компонент регионального уровня РСНМС представляют субъекты:
1) Министерство образования Калининградской области (далее - Министерство), функциями которого являются:
- обеспечение условий (материально-технических, финансовых, кадровых и иных) для достижения показателей национального проекта "Образование";
- утверждение комплекса мер ("дорожной карты") по функционированию РСНМС;
- осуществление мониторинга эффективности функционирования РСНМС;
- обеспечение заключения трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, Министерством и КОИРО, на базе которого создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечение согласования с федеральным государственным автономным образовательным учреждением "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - координатор ЕФС) кандидатуры начальника ЦНППМ;
- обеспечение финансирования РСНМС;
2) ЦНППМ, функциями которого являются:
- обеспечение комплексного взаимодействия с координатором ЕФС, включая работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования (далее - ДПО);
- обеспечение координации деятельности РСНМС;
- обеспечение координации методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
- обеспечение оказания методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами (далее - ШНОР);
- обеспечение организации процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечение организации разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организация адресной методической поддержки, консультирования, сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечение организации разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
- осуществление организации внедрения целевой модели наставничества в образовательных организациях;
- осуществление организации внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- обеспечение проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
- обеспечение организации вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
- обеспечение формирования и заполнения регионального паспорта дополнительного профессионального педагогического образования (далее - ДППО) в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - цифровая экосистема ДПО);
- определение ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым координатором ЕФС;
- обеспечение ведения реестра работников муниципальных методических служб и государственных методических служб в государственных образовательных организациях Калининградской области;
- обеспечение обучения работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения и государственных методических служб в государственных образовательных организациях Калининградской области;
- формирование запроса на проведение научных (научно-практических) исследований и направление его координатору ЕФС для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
- разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
- создание условий (кадровых, материально-технических, методических и иных) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- способствование внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися;
- обеспечение тьюторского сопровождения реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра);
- обеспечение работы системы менторства, в том числе осуществление отбора стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
3) КОИРО, функциями которого являются:
- обеспечение разработки ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;
- обеспечение ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
- предоставление данных о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
- осуществление анализа показателей эффективности функционирования РСНМС, разработка рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставление их в Министерство;
- организация и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников;
- обеспечение проведения региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- обеспечение разработки и внедрения нового содержания образования, технологий обучения;
- обеспечение вовлечения профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- содействие адресной методической поддержке педагогов, педагогических коллективов школ с низкими результатами и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- проведение мониторинговых исследований результативности деятельности профессиональных объединений (ассоциаций) и методических служб;
4) организации дополнительного профессионального образования (далее - организации ДПО), функциями которых являются:
- обеспечение разработки и реализации программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в федеральный реестр;
- организация и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров;
5) региональный методический актив (далее - РМА), функциями которого являются:
- обеспечение посткурсового сопровождения программ ДПО путем организации и проведения методических и образовательных событий, индивидуальных и групповых консультаций;
- обеспечение реализации программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
- обеспечение тьюторского сопровождения программ ДПО, включенных в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ;
- обеспечение выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечение построения и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, в том числе для молодых специалистов, педагогических работников с длительным перерывом в педагогической деятельности, а также педагогических работников, не имеющих базового педагогического образования, в рамках функционирования региональной системы наставничества;
- обеспечение участия в проведении исследований качества образования и разработке диагностических/контрольно-измерительных материалов для оценки профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечение организации взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения, а также оказания консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам;
- обеспечение методической помощи педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами и (или) школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- обеспечение сотрудничества с муниципальными методическими службами по вопросам непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- способствование распространению среди педагогического сообщества региона лучших инновационных педагогических и управленческих практик в области в том числе функциональной грамотности, достижения образовательных результатов в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами, организации работы с одаренными и слабомотивированными обучающимися;
- обеспечение стимулирования участия педагогических работников и управленческих кадров в деятельности профессиональных сообществ с целью их "горизонтального" взаимообучения;
- обеспечение участия в организации региональных этапов конкурсов профессионального мастерства в качестве членов организационных комитетов и членов конкурсных комиссий, а также сопровождения и подготовки победителей региональных этапов конкурсов к участию в конкурсах на всероссийских этапах;
6) профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", функцией которых является участие в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
7) профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческие кадры, функциями которых являются:
- осуществление методической поддержки педагогических работников;
- создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
- реализация программы наставничества педагогических работников.
9. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют субъекты:
1) муниципальная методическая служба (далее - ММС), функциями которой являются:
- обеспечение переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- предоставление в ЦНППМ информации о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
- обеспечение изучения запросов и оказания практической помощи педагогическим работникам;
- координация методической работы и формирование методической инфраструктуры муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
2) муниципальные методические объединения, функциями которых являются:
- осуществление методической поддержки педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
- создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
10. Структурный компонент уровня образовательной организации РСНМС представляют субъекты:
1) методический (научно-методический) совет образовательной организации, функциями которого являются:
- обеспечение взаимодействия с ММС и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
- разработка совместно с региональным методистом ИОМ педагогов;
- организация взаимодействия и взаимообучения педагогов;
- организация сопровождения профессионального становления педагогов до 35 лет в первые три года работы;
- организация методического обеспечения процессов обучения и воспитания;
- обеспечение разработки учебных, научно-методических и дидактических материалов;
- обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
- способствование приведению методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями к документам в сфере образования;
- обеспечение методического сопровождения педагогов, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
- обеспечение выявления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- оказание помощи педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
- способствование повышению качества проведения занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
- организация анализа, апробации и внедрения нового методического обеспечения образовательного процесса;
- организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями;
- организация и сопровождение деятельности профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создание в образовательной организации профессиональных сообществ (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
- обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
- проведение семинаров, мастер-классов, стажировок для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства;
2) методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников, функциями которых являются:
- создание образовательной среды для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- организация непрерывного внутрикорпоративного обучения в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
- организация взаимодействия и "горизонтального" обучения педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализация программы наставничества;
- оказание помощи педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
3) куратор реализации программ наставничества, функцией которого является организация "горизонтального" обучения педагогических работников на основе обмена опытом.

Глава 4. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСНМС

11. Нормативным правовым документом, обеспечивающим функционирование РСНМС, является приказ Министерства, утверждающий положение о РСНМС.
Правовыми документами, обеспечивающими функционирование РСНМС, являются:
1) приказ Министерства, утверждающий комплекс мер ("дорожную карту") по функционированию РСНМС;
2) приказ Министерства, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
12. Оптимизация расходования средств бюджета Калининградской области на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых координатором ЕФС, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
13. Формирование и ведение паспорта ДППО.
14. Формирование кадрового состава РСНМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых координатором ЕФС.
15. Обеспечение ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
16. Наделение ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Калининградской области ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
17. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных координатором ЕФС, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
18. Использование цифровой экосистемы ДПО для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов ДППО Калининградской области.

Глава 5. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РСНМС

19. Предметом взаимодействия субъектов РСНМС являются:
1) разработка программ ДПО для включения в ФР ДПП;
2) создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
3) реализация сетевых программ ДПО;
4) реализация сетевых инновационных проектов;
5) разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
6) взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
7) разработка концепций развития региональных и муниципальных систем образования.
20. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС:
1) цифровая экосистема ДПО;
2) общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
3) онлайн-каналы (в том числе вебинары, размещение информации на тематических порталах);
4) прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.

Глава 6. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСНМС

21. При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РСНМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Калининградской области.
22. Показатели эффективности функционирования РСНМС:
1) доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в ФР ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ;
2) количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации;
3) доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы;
4) количество педагогических работников, закрепленных за одним региональным методистом для осуществления методического сопровождения.
23. Методы сбора информации и инструменты оценки:
1) данные мониторинга;
2) данные официальной статистики;
3) данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
4) данные официальных сайтов Министерства, КОИРО, муниципальных методических служб, государственных методических служб в государственных образовательных организациях, образовательных организаций;
5) изучение приказов Министерства, КОИРО, муниципальных методических служб, государственных методических служб в государственных образовательных организациях, образовательных организаций.
24. Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторинга проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.





Приложение
к положению о создании
и функционировании региональной
системы научно-методического
сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров

Понятия, используемые в Положении

"Горизонтальное обучение" педагогических работников и управленческих кадров - обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.
Диагностика профессиональных (педагогических) компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями.
Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации (профессиональной переподготовки) (далее - программа ДПО).
Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования.
Менторство (здесь) - "управленческое наставничество", инструмент формирования управленческих кадров региона за счет обмена эффективными практиками между опытными управленческими командами и управленческими командами, испытывающими затруднения.
Методическая поддержка педагогических работников - вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов с опорой на сильные стороны их индивидуальных способностей и возможностей.
Методическая работа - специальный комплекс практических мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлены на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогических кадров.
Методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников.
Научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования.
Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров.
Неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
Паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - единый федеральный информационно-аналитический ресурс, формируемый посредством заполнения личных кабинетов субъектов Российской Федерации, включающий в себя сведения о кадровом составе, программах ДПО, в том числе включенных в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП), региональной инфраструктуре дополнительного профессионального образования, финансовом обеспечении, вовлечении педагогических работников в мероприятия региональной системы научно-методического сопровождения, информационных ресурсах (сайты организаций, системы дистанционного обучения, базы данных и т.д.), результативности работы системы и корреляции с результатами обучающихся общеобразовательных организаций.
Педагогический работник (педагог) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (за исключением педагогических работников образовательных организаций высшего образования).
Профессиональная ассоциация - добровольное объединение педагогических работников с целью создания условий для профессионального общения в процессе обсуждения актуальных профессиональных проблем.
Профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, региона, Российской Федерации.
Профессиональные дефициты - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определенных направлений педагогической деятельности.
Профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач.
Профессиональные компетенции педагогического работника - совокупность профессиональных знаний, навыков и практического опыта, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества.
Региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования.
Региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников.
Тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из федерального реестра.
Сетевое сообщество педагогов - организационная форма социальной структуры, обеспечивающая при помощи компьютерных сетевых средств коммуникацию группы педагогов, ведущих совместную инновационную деятельность. Деятельность сетевых сообществ педагогов направлена на обмен информацией об инновациях, взаимопомощь в преодолении рисков и затруднений при освоении новшества, организацию коллективной интеллектуальной деятельности при разработке или модернизации новшества.
Стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ.
Субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. Для целей Положения к управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ (Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программ ДПО), отвечающим современным задачам системы образования.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) - структурное подразделение Калининградского областного института развития образования, осуществляющее координацию деятельности субъектов РС НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Цифровая экосистема ДПО - информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий единые подходы к представляемым образовательными организациями программам дополнительного профессионального образования, верификации, учету слушателей и анализу их результатов; включающий в себя следующие модули: паспорт региональной системы ДППО; специализированная обучающая среда, федеральный реестр программ дополнительного профессионального педагогического образования.".


------------------------------------------------------------------