Постановление администрации Балтийского городского округа от 06.03.2023 N 141 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения муниципального образования "Балтийский городской округ"



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "БАЛТИЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"
АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛТИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2023 г. в„– 141

Об утверждении Положения о системах оповещения населения
муниципального образования "Балтийский городской округ"

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года в„– 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 7 июля 2003 года в„– 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 6 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Калининградской области от 19 декабря 1997 года в„– 46 "О защите населения и территорий Калининградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях реализации подпункта "а" пункта 12 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. в„– 696, подпункта "е" пункта 13 Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. в„– 12, администрация Балтийского городского округа

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о системах оповещения населения муниципального образования "Балтийский городской округ" согласно приложению в„– 1 к настоящему постановлению.
2. Руководителям потенциально опасных объектов, руководителям организаций производственной и социальной сферы, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей, расположенных на территории муниципального образования "Балтийский городской округ", проанализировать состояние систем оповещения на подведомственных объектах и привести системы оповещения в соответствие с требованиями руководящих документов и настоящего Постановления.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Вестник Балтийска" и разместить на официальном сайте администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области.
4. Постановление вступает в силу после официального опубликования в газете "Вестник Балтийска".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации
муниципального образования
"Балтийский городской округ"
С.В. Мельников





Приложение в„– 1
к Постановлению
администрации БГО
от 6 марта 2023 г. в„– 141

ПОЛОЖЕНИЕ
о системах оповещения населения муниципального образования
"Балтийский городской округ"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон в„– 68-ФЗ), от 12 февраля 1998 г. в„– 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 г. в„– 126-ФЗ "О связи", от 26 февраля 1997 г. в„– 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21 июля 1997 г. в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21 июля 1997 г. в„– 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 9 января 1996 г. в„– 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. в„– 2124-1 "О средствах массовой информации", указами Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. в„– 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", от 13 ноября 2012 г. в„– 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. в„– 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 г. в„– 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 2 апреля 2020 г. в„– 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", от 26 сентября 2016 г. в„– 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", от 9 декабря 2014 г. в„– 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. в„– 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
1.2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
1.4. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
1.5. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.6. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.7. Системы оповещения населения округа создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:
1.7.1. На муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
1.7.2. На объектовом уровне - локальная система оповещения.
1.8. Муниципальную систему оповещения создает администрация муниципального образования.
1.9. Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
1.10. Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
1.11. Границей зоны действия муниципальной системы оповещения является административная граница муниципального образования "Балтийский городской округ".
1.12. Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
1.13. КСЭОН создается на муниципальном и объектовом уровнях.
1.14. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.15. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых администрацией муниципального образования "Балтийский городской округ" и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.16. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении в„– 1 к настоящему Положению.
1.17. На системы оповещения населения оформляются паспорта.

2. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС.
2.2. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
2.2.1. Руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС Балтийского городского округа;
2.2.2. Сил ГО и РСЧС Балтийского городского округа;
2.2.3. Дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 6 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
2.2.4. Людей, находящихся на территории Балтийского городского округа.
2.3. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
2.3.1. Руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 6 настоящего Положения, объектового звена РСЧС;
2.3.2. Объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
2.3.3. Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования "Балтийский городской округ";
2.3.4. Руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
2.3.5. Людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
2.4. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.

3. ПОРЯДОК ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

3.1. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положением о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2. Положения о муниципальных и локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с настоящим Положением.
3.3. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до администрации муниципального образования, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил и средств гражданской обороны и муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС городского округа.
3.4. Решение на задействование муниципальной и локальных систем оповещения принимается соответственно:
3.4.1. Главой администрации муниципального образования "Балтийский городской округ";
3.4.2. Руководителями организаций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения.
3.5. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с администрацией муниципального образования и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.6. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению главы администрации муниципального образования "Балтийский городской округ", организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), в ведении которой находится соответствующая КСЭОН.
3.7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
3.8. В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
3.9. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
3.10. В ручном режиме функционирования:
3.10.1. Уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.10.2. Задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.11. Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
3.12. Основной режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
3.13. Приоритетный режим функционирования определяется положением о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
3.15. Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.
3.16. Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее чем закончится передача предыдущего сообщения).
3.17. Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления РСЧС совместно с органами повседневного управления РСЧС.
3.18. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
3.18.1. Сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
3.18.2. Сети проводного радиовещания;
3.18.3. Сети уличной радиофикации;
3.18.4. Сети кабельного телерадиовещания;
3.18.5. Сети эфирного телерадиовещания;
3.18.6. Сети подвижной радиотелефонной связи;
3.18.7. Сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
3.18.8. Сети связи операторов связи и ведомственные;
3.18.9. Сети систем персонального радиовызова;
3.18.10. Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
3.18.11. Громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.19. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) соответствующего уровня.
3.20. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципального образования и организаций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения.
3.21. Администрация муниципального образования и организации, расположенные на территории округа, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.

4. ПОДДЕРЖАНИЕ В ГОТОВНОСТИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

4.1. Поддержание муниципальных и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется администрацией муниципального образования и организациями, перечисленными в пункте 6 настоящего Положения, соответственно.
4.2. Готовность систем оповещения населения достигается:
4.2. Наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
4.2.2. Наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
4.2.3. Наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
4.2.4. Наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
4.2.5. Готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
4.2.6. Регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
4.2.7. Своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
4.2.8. Наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
4.3. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
4.3.1. Комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
4.3.2. Технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
4.4. Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
4.5. По решению КЧС и ОПБ соответствующего уровня могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
4.6. Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с администрацией муниципального образования не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
4.7. Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
4.8. В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения.
4.9. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением в„– 3 к настоящему Положению, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
4.10. Технические проверки готовности к задействованию муниципальных, локальных систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
4.11. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
4.12. Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
4.13. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
4.14. Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения устанавливаются администрацией муниципального образования, организациями.
4.15. Требования, изложенные в приложении в„– 1 к настоящему Положению, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
4.16. Порядок создания, в том числе совершенствования, систем оповещения населения определяется положением о муниципальной и локальных системах оповещения соответственно.





Приложение в„– 1
к положению о системах
оповещения населения,
утвержденному постановлением
администрации БГО
от 6 марта 2023 г. в„– 141

ТРЕБОВАНИЯ
к системам оповещения населения, в том числе к комплексной
системе экстренного оповещения населения

1. Требования к функциям, выполняемым системой оповещения населения:
1.1. Прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня;
1.2. Включение (запуск) не менее чем с одного пункта управления ГО и РСЧС для муниципальной и локальных систем оповещения;
1.3. Взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления ГО и РСЧС одного уровня о задействовании системы оповещения населения;
1.4. Автономное (децентрализованное) управление муниципальной, локальными системами оповещения и КСЭОН;
1.5. Автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска системы оповещения населения;
1.6. Обмен информацией со взаимодействующими системами, в том числе мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах;
1.7. Подготовка и хранение аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем оповещения населения и технических средств оповещения;
1.8. Формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений;
1.9. Передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации;
1.10. Двухсторонний обмен аудио-, аудиовизуальными и буквенно-цифровыми сообщениями;
1.11. Установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, проверочный);
1.12. Оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации;
1.13. Дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и РСЧС;
1.14. Приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде;
1.15. Контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение;
1.16. Приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящего уровня по отношению к нижестоящему;
1.17. Контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи;
защита от несанкционированного доступа;
1.18. Документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.
2. Порядок хранения информации документирования определяется положениями о муниципальной и локальных системах оповещения. Срок хранения информации документирования составляет не менее трех лет. Формат сохраняемой информации документирования определяется применяемыми в системе оповещения населения техническими средствами оповещения.
3. Технические средства оповещения транспортной инфраструктуры и транспортных средств должны соответствовать требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности и правилам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. в„– 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности".
4. Требования к показателям назначения:
4.1. Время доведения сигнала и экстренной информации до населения в автоматизированном режиме функционирования не должно превышать 5 мин.;
4.2. При автоматическом режиме функционирования время прохождения сигналов оповещения и экстренной информации на муниципальном и объектовом уровне - не более 8 сек.;
4.3. Включение электрических, электронных сирен и мощных акустических систем для передачи сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" должно сопровождаться их звучанием изменяющихся тональности (от 300 до 600 Гц) и амплитуды звучания (от минимума до максимума). Во всех точках зоны адекватной идентификации сигнала оповещения (речевого сигнала оповещения) уровень звука, поступающий от какого-либо одного из оконечных устройств коллективного оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем), рассчитываемый для высоты 1,5 м над уровнем земли (поверхности пола), должен превышать не менее чем на 15 дБА суперпозицию звуковых сигналов, поступающих от других оконечных устройств коллективного оповещения, и постоянного шума, определяемого функциональным назначением данной зоны. В любой точке зоны оповещения уровень звука, поступающего от всех оконечных устройств звукового и речевого оповещения, не должен превышать 120 дБА;
4.4. Диагностирование состояния технических средств оповещения в системе оповещения населения, в том числе каналов управления, должно обеспечиваться автоматическим контролем состояния с использованием встроенных программно-аппаратных средств - не реже одного раза в 30 мин.;
4.5. Передача контрольных (тестовых) сообщений как циркулярно по всей системе оповещения населения, так и выборочно по установленному графику, но не реже одного раза в сутки.
5. Требования к показателям надежности и живучести:
5.1. Надежность (коэффициент готовности одного направления оповещения) для объектового и муниципального уровней - Кг не менее 0,995;
5.2. Живучесть (вероятность живучести одного направления оповещения) для объектового и муниципального уровня - Рж не менее 0,95.
6. Требования к информационному обеспечению:
6.1. Основой информационного обеспечения системы оповещения населения должны быть территориально разнесенные базы данных и специальное программное обеспечение, включающие информацию об элементах системы, порядке установления связи, оповещаемых абонентах, исполнительных устройствах своего и подчиненных уровней управления с использованием единых классификаторов объектов, свойств и признаков для описания всех информационных ресурсов;
6.2. Состав, структура и способы организации данных должны обеспечивать наличие всех необходимых учетных реквизитов объектов оповещения, разбиение информации по категориям и независимость представления данных об объектах оповещения от других функциональных подсистем;
информационный обмен между компонентами системы должен осуществляться по сетям связи и передачи данных с гарантированной доставкой команд управления и сообщений (информации) пункту управления ГО и РСЧС;
6.3. При информационном взаимодействии со смежными системами должна обеспечиваться полная автономность программных и аппаратных средств системы оповещения населения, независимость подсистемы приема и отправки команд управления и сообщений (информации) от изменения категории информации, способов хранения и режима работы (автоматическом или ручном).
7. Требования к сопряжению:
7.1. Все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться;
7.2. При сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения);
7.3. Сопряжение региональной системы оповещения с муниципальной системой оповещения и КСЭОН обеспечивается органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
7.4. Сопряжение локальных систем оповещения с муниципальной системой оповещения осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект I и II классов опасности, особо радиационно опасное и ядерно опасное производство и объект, последствия аварий на котором могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами ее территории, гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности и гидротехническое сооружение высокой опасности.
8. КСЭОН, а также локальные системы оповещения, кроме сопряжения с муниципальной системой оповещения, должны иметь программно-аппаратное сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля.
8. Требования к защите информации:
8.1. Системы оповещения населения должны соответствовать Требованиям к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. в„– 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2014 г., регистрационный в„– 32919), с изменениями, внесенными приказами ФСТЭК России от 23 марта 2017 г. в„– 49 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2017 г., регистрационный в„– 46487) и от 9 августа 2018 г. в„– 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2018 г., регистрационный в„– 52071);
8.2. В КСЭОН должны выполняться Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. в„– 17 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2013 г., регистрационный в„– 28608), с изменениями, внесенными приказами ФСТЭК России от 15 февраля 2017 г. в„– 27 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2017 г., регистрационный в„– 45933) и от 28 мая 2019 г. в„– 106 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2019 г., регистрационный в„– 55924);
8.3. КСЭОН должна соответствовать классу защищенности не ниже 2-го класса;
муниципальные и локальные системы оповещения должны соответствовать классу защищенности не ниже 3-го класса.
9. Требования к средствам оповещения:
9.1. Технические средства оповещения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования", утвержденного и введенного в действие с 1 января 2015 г. приказом Росстандарта от 7 апреля 2014 г. в„– 311-ст "Об утверждении национального стандарта";
9.2. Стандартизация и унификация технических средств оповещения должна обеспечиваться посредством использования серийно выпускаемых средств вычислительной техники повышенной надежности и коммуникационного оборудования;
9.3. Программное обеспечение в муниципальной системе оповещения должно отвечать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. в„– 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
9.4. Для текущего ремонта технических средств оповещения должны использоваться одиночные и (или) групповые комплекты запасных частей, инструмента и принадлежностей (далее - ЗИП).
10. Для оповещения работников организации и иных граждан, находящихся на ее территории, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций применяются как технические средства оповещения, так и элементы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
11. Требования электробезопасности:
11.1. Технические средства оповещения должны обеспечивать защиту обслуживающего персонала от поражения электрическим током при установке, эксплуатации, техническом обслуживании и устранении неисправностей;
11.2. Токоведущие составные части технических средств оповещения должны быть надежно изолированы и не допускать электрического замыкания на корпус, их корпуса должны быть заземлены в соответствии с указаниями, изложенными в эксплуатационной документации на технические средства оповещения;
11.3. Электропитание технических средств оповещения должно осуществляться от сети гарантированного электропитания, в том числе от источников автономного питания (для электромеханических сирен источники автономного питания не предусматриваются).
12. Сохранность информации в системе оповещения населения должна обеспечиваться при отключении электропитания (в том числе аварийном), отказах отдельных элементов технических средств оповещения и авариях на сетях связи.
13. Требования к размещению технических средств оповещения:
13.1. Технические средства оповещения должны размещаться на объектах в специально выделенных помещениях (зданиях, сооружениях) с ограниченным доступом людей и оснащенных системами вентиляции (кондиционирования), охранной и соответствующей противопожарной сигнализацией, выведенной на рабочее место дежурного персонала, либо в помещениях с постоянным нахождением дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала организации;
13.2. Технические средства оповещения, размещаемые на открытых пространствах (вне помещений, зданий, сооружений), должны устанавливаться в автономных защищенных термошкафах соответствующего климатического исполнения и оборудованы сигнализацией о несанкционированном их вскрытии; их размещение и функционирование должно быть безопасным для жизнедеятельности людей;
13.3. Установка всех технических средств оповещения должна осуществляться в местах, не подверженных воздействию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе быстро развивающихся.
14. Требования к громкоговорящим средствам на подвижных объектах, мобильным и носимым техническим средствам оповещения:
14.1. Технические средства оповещения должны размещаться на транспортных средствах повышенной готовности и проходимости (при необходимости могут использоваться водные и другие транспортные средства), а также соответствующего климатического исполнения;
14.2. Подвижные, мобильные, носимые технические средства оповещения должны обеспечивать автономное функционирование;
14.3. Технические средства оповещения должны обеспечивать, в том числе с помощью мощных акустических систем, подачу сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" и передачу речевых сообщений;
14.4. Передача речевых сообщений должна осуществляться с микрофона либо ранее записанного сообщения на электронном или магнитом носителе.





Приложение в„– 2
к положению о системах
оповещения населения,
утвержденному постановлением
администрации БГО
от 6 марта 2023 г. в„– 141

Оценки готовности систем оповещения населения
к выполнению задач по предназначению

1. Муниципальная система оповещения

1.1. Оценка "готова к выполнению задач", если:
1.1.1. Муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации и введена в эксплуатацию;
1.1.2. Муниципальная система оповещения сопряжена с региональной системой оповещения;
1.1.3. На территории муниципального образования КСЭОН во всех зонах экстренного оповещения населения созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения соответствующего уровня;
1.1.4. В муниципальном образовании имеются положение о муниципальной системе оповещения, паспорт рекомендованного образца и другая документация по вопросам создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
1.1.5. Муниципальная система оповещения в установленное настоящим Положением время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
1.1.5.1. Руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования;
1.1.5.2. Сил ГО и РСЧС муниципального образования;
1.1.5.3. Дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасно
1.1.6. При проверке готовности систем оповещения населения проверяемый персонал действовал уверенно, выполнил поставленные задачи в установленные сроки;
1.1.7. Созданы, поддерживаются в исправном состоянии соответствующие потребностям резервы стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами;
1.1.8. Своевременно проводятся мероприятия по созданию и совершенствованию муниципальной системы оповещения и КСЭОН.
1.2. Оценка "ограниченно готова к выполнению задач", если выполнены пункты "а", "г", "д", "е", "з", "н" требований на оценку "готова к выполнению задач", вместе с тем:
1.2.1. На территории муниципального образования муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации, введена в эксплуатацию, но не сопряжена с региональной системой оповещения;
1.2.2. На территории муниципального образования КСЭОН созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения соответствующего уровня не менее чем в 75% зон экстренного оповещения населения;
1.2.3. Своевременно проводятся эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена технических средств оповещения, при этом имеются технические средства оповещения, выслужившие установленный эксплуатационный срок;
1.2.4. Не менее 65% населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических систем) муниципальной системы оповещения;
1.2.5. Организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и его профессиональная подготовка, но не актуализированы списки оповещения руководящего состава и сил ГО и РСЧС муниципального образования;
1.2.6. При проверке готовности систем оповещения населения проверяемый персонал допустил отдельные недостатки, действовал неуверенно, выполнил поставленные задачи в нарушение установленных сроков;
1.2.7. Созданы, поддерживаются в исправном состоянии не менее 75% от потребности резервов стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами.
1.3. Оценка "не готова к выполнению задач", если не выполнены требования на оценку "ограниченно готова к выполнению задач".

2. Локальная система оповещения

2.1. Оценка "готова к выполнению задач", если:
2.1.1. Локальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации и введена в эксплуатацию;
2.1.2. Локальная система оповещения сопряжена с муниципальной или региональной системой оповещения;
2.1.3. Имеются положение о локальной системе оповещения, паспорт рекомендованного образца и другая документация по вопросам создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования системы оповещения населения;
2.1.4. Локальная система оповещения в установленное настоящим Положением время обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
2.1.4.1. Руководящего состава ГО и персонала, а также объектового звена РСЧС;
2.1.4.2. Объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
2.1.4.3. Единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
2.1.4.4. Руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
2.1.4.5. Людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения;
2.1.5. Регулярно проводятся проверки готовности локальной системы оповещения;
2.1.6. Своевременно проводится эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
2.1.7. Техническое состояние системы оповещения населения оценено как "удовлетворительно";
2.1.8. Организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) локальной системы оповещения, и его профессиональная подготовка;
2.1.9. При проверке готовности локальной системы оповещения проверяемый персонал действовал уверенно, выполнил поставленные задачи в установленные сроки.
2.2. Оценка "ограниченно готова к выполнению задач", если выполнены пункты "а", "в", "г", "д", "е" требований на оценку "готова к выполнению задач", вместе с тем:
2.2.1. Локальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации, введена в эксплуатацию, но не сопряжена с муниципальной или региональной системой оповещения;
2.2.2. Своевременно проводятся эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена технических средств оповещения, при этом имеются технические средства оповещения, выслужившие установленный эксплуатационный срок;
2.2.3. Организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) локальной системы оповещения, и его профессиональная подготовка, но не актуализированы списки оповещения руководящего состава ГО и персонала, а также объектового звена РСЧС;
2.2.4. При проверке готовности локальной системы оповещения проверяемый персонал допустил отдельные недостатки, действовал неуверенно, выполнил поставленные задачи в нарушение установленных сроков.
2.3. Оценка "не готова к выполнению задач", если не выполнены требования на оценку "ограниченно готова к выполнению задач".


------------------------------------------------------------------