Постановление Правительства Калининградской области от 30.11.2023 N 523-п "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Калининградской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и признании утратившим силу отдельного решения Правительства Калининградской области"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2023 г. в„– 523-п

Об утверждении основных направлений государственной долговой
политики Калининградской области на 2024 год и плановый
период 2025 и 2026 годов и признании утратившим силу
отдельного решения Правительства Калининградской области

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 2 Закона Калининградской области от 10 октября 2007 года в„– 173 "О бюджетном процессе" Правительство Калининградской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Калининградской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Калининградской области от 27 октября 2022 года в„– 564 "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Калининградской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов и признании утратившим силу отдельного решения Правительства Калининградской области".
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Калининградской области
А.А. Алиханов





Утверждены
постановлением
Правительства
Калининградской области
от 30 ноября 2023 г. в„– 523-п

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
государственной долговой политики Калининградской области
на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

Глава 1. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. В рамках государственной долговой политики Калининградской области (далее - государственная долговая политика) в 2022 году, несмотря на волатильность и ограничения на финансовых рынках, были обеспечены привлечение заимствований в целях исполнения бюджетных обязательств, выполнение условий, предусмотренных соглашениями о предоставлении и реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, а также минимизация стоимости обслуживания государственного долга Калининградской области, снижение долговой нагрузки на областной бюджет.
2. В соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации Калининградской области в период с 2022 по 2025 годы предоставляются бюджетные кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 4197137 тыс. рублей с процентной ставкой 3% годовых и периодом погашения 15 лет. В 2022 году областному бюджету предоставлен первый транш бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 1490557 тыс. рублей.
Также в рамках федеральных мер поддержки по снижению долговой нагрузки в 2022 году Калининградской области предоставлен бюджетный кредит из федерального бюджета в размере 4794972 тыс. рублей на погашение долговых обязательств по рыночным заимствованиям Калининградской области и муниципальных образований Калининградской области (далее соответственно - муниципальные образования, бюджетный кредит на погашение рыночных заимствований). Процентная ставка по бюджетному кредиту на погашение рыночных заимствований составляет 0,1% годовых, погашение будет осуществляться в период с 2025 по 2028 годы равными долями. За счет предоставленного бюджетного кредита на погашение рыночных заимствований замещены банковские кредиты, привлеченные Калининградской областью в объеме 3800000 тыс. рублей, погашены долговые обязательства по рыночным заимствованиям 10 муниципальных образований в общем объеме 824292 тыс. рублей.
Срок погашения задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета и реструктурированным в 2017 и 2021 годах (далее - реструктурированная задолженность), перенесен с 2022 года на 2029 год.
С целью минимизации государственного долга Калининградской области (далее - государственный долг) контролировалось выполнение условий реструктуризации, которые впоследствии позволят снизить объем государственного долга за счет списания части реструктурированной задолженности. В 2022 году по условиям реструктуризации 750507 тыс. рублей направлено на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов и на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национальных федеральных проектов.
Объем государственного долга по итогам 2022 года увеличился на 4843526 тыс. рублей и составил 27166544 тыс. рублей, в том числе объем государственного внутреннего долга Калининградской области - 27040653 тыс. рублей, объем государственного внешнего долга Калининградской области - 1664 тыс. евро, что эквивалентно 125891 тыс. рублей по курсу Центрального банка Российской Федерации. Увеличение государственного долга связано с привлечением в январе и июне бюджетных кредитов. Государственный долг по коммерческим заимствованиям снизился на 755976 тыс. рублей.
При этом государственный долг по отношению к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений по итогам 2022 года в процентном отношении снизился на 0,8 процентных пункта и составил 41,2%, а уровень коммерческих заимствований - на 3,8 процентных пункта и составил 9,9%, при целевых показателях, установленных в рамках заключенных дополнительных соглашений с Министерством финансов Российской Федерации, - 56% и 30% соответственно.
В структуре долговых обязательств Калининградской области на начало 2023 года доля бюджетных кредитов возросла до 70,5%, в том числе: реструктурированные бюджетные кредиты - 47,3%, бюджетный кредит на погашение рыночных заимствований - 17,7%, бюджетный кредит на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов - 5,5%. Доля коммерческих заимствований составляет 23,9%, в том числе по банковским кредитам - 11%, государственным ценным бумагам - 12,9%. Обязательства по государственным гарантиям составляют 5,6%.
Расходы на обслуживание государственного долга составили 306964 тыс. рублей или 0,3% от общего объема расходов областного бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в том числе на коммерческие заимствования - 271998 тыс. рублей, из них: расходы на обслуживание ценных бумаг - 256575 тыс. рублей, расходы на обслуживание банковских кредитов - 15423 тыс. рублей.
В результате реализации государственной долговой политики Калининградская область по итогам 2022 года имеет умеренно низкую долговую нагрузку. Сформирован оптимальный долговой портфель. Это позволяет эффективно управлять государственным долгом и погашать коммерческие кредиты в начале года за счет сформированных резервов в форме остатков средств на едином счете бюджета, что наряду с преобладанием в структуре государственного долга бюджетных кредитов и доступом к краткосрочным бюджетным кредитам на пополнение остатков средств на едином счете бюджета способствует низким расходам на его обслуживание.
По итогам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2022 году, Калининградская область относится к группе субъектов с высокой долговой устойчивостью.
В 2022 году рейтинговым агентством "Эксперт РА" рейтинг кредитоспособности Калининградской области повышен на 2 ступени, с уровня ruА- до уровня ruА+, и ему присвоен прогноз "стабильный", который означает высокую вероятность сохранения рейтинга на горизонте 12 месяцев.
Все задачи и целевые показатели государственной долговой политики, установленные на 2022 год, достигнуты.
3. В 2023 году в рамках реализации решения Министерства финансов Российской Федерации заключено соглашение о предоставлении бюджету Калининградской области из федерального бюджета кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 1585015 тыс. рублей.
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" 4 сентября 2023 года подтвердило рейтинг кредитоспособности Калининградской области на уровне ruА+ (стабильный).
4. Заимствования в областной бюджет будут осуществляться в рамках бюджетного плана и с учетом оценки потребности в источниках покрытия дефицита и формирования резервов. В условиях существенного повышения процентных ставок на финансовых рынках выбор инструментов заимствований в областной бюджет будет осуществляться исходя из возможности оперативного управления размещением облигаций и обеспечения привлечения банковских кредитов.
Кроме того, в 2023 году предусмотрено привлечение бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета (далее - специальный казначейский кредит) и бюджетного кредита в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, софинансируемых из федерального бюджета за счет субсидий и иных межбюджетных трансфертов (далее - бюджетный кредит на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств).

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР
И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ

5. Основными факторами, определяющими характер и направления государственной долговой политики, являются:
1) обеспечение выполнения обязательств Калининградской области в рамках соглашений о привлечении, реструктуризации бюджетных кредитов и мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Калининградской области;
2) нормы бюджетного законодательства в сфере управления государственным долгом, регулирующие систему оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации;
3) сохранение в среднесрочной перспективе потребности в дополнительных заимствованиях на финансирование дефицита областного бюджета;
4) ограничения и волатильность на финансовых рынках;
5) экономическая ситуация в Российской Федерации, в том числе в Калининградской области;
6) денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком Российской Федерации.

Глава 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ

6. Целями государственной долговой политики являются:
1) обеспечение сбалансированности областного бюджета;
2) своевременное и полное исполнение долговых обязательств Калининградской области;
3) обеспечение долговой устойчивости областного бюджета;
4) развитие новых механизмов управления государственным долгом.
7. Задачами государственной долговой политики являются:
1) повышение эффективности государственных заимствований Калининградской области;
2) выполнение условий привлечения и реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета;
3) поддержание рейтингов кредитоспособности Калининградской области и создание предпосылок для их повышения;
4) поддержание значений целевых показателей, характеризующих государственный долг, на уровне группы заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
5) обеспечение информационной открытости проведения государственной долговой политики и доступности информации о государственном долге;
6) обеспечение прозрачности и эффективности аукционной политики на финансовом рынке;
7) использование сверхплановых доходов с учетом задач оптимизации заимствований и государственного долга.

Глава 4. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ

8. Инструментами реализации государственной долговой политики являются:
1) использование рыночных заимствований в качестве основного источника заемных ресурсов при управлении дефицитом бюджета;
2) привлечение бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, специальных казначейских кредитов и бюджетного кредита на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств;
3) оптимизация структуры государственного долга исходя из срочности долговых инструментов в целях равномерного распределения сумм платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, в том числе за счет использования государственных ценных бумаг как источника среднесрочного и долгосрочного финансирования дефицита бюджета;
4) использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета.

Глава 5. АНАЛИЗ РИСКОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

9. Реализация государственной долговой политики будет осуществляться с учетом оценки и контроля следующих рисков, связанных с государственным долгом:
1) досрочное погашение бюджетных кредитов в результате невыполнения условий реструктуризации;
2) снижение кредитного рейтинга Калининградской области в связи с изменениями показателей ликвидности и кредитоспособности областного бюджета в случае ухудшения экономической ситуации;
3) снижение ликвидности в банковском секторе и ограничение возможности привлечения заемных средств в областной бюджет;
4) увеличение стоимости обслуживания долговых обязательств Калининградской области и доли соответствующих расходов в общем объеме расходов областного бюджета;
5) снижение доходов областного бюджета и невыполнение целевых показателей по уровню государственного долга и объему коммерческих заимствований;
6) принятие дополнительных расходных обязательств Калининградской области;
7) несвоевременное исполнение принципалами обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Калининградской области.
10. Для оценки рисков состояния государственного долга будут использоваться следующие целевые показатели:
1) соотношение государственного долга и доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений и предоставленных бюджетных кредитов из федерального бюджета областному бюджету на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов:
- на 1 января 2025 года - на уровне не более 52%;
- на 1 января 2026 года - на уровне не более 57%;
- на 1 января 2027 года - на уровне не более 54%;
2) соотношение объема долговых обязательств Калининградской области по коммерческим заимствованиям и доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений и предоставленных бюджетных кредитов из федерального бюджета областному бюджету на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов:
- на 1 января 2025 года - на уровне не более 31%;
- на 1 января 2026 года - на уровне не более 37%;
- на 1 января 2027 года - на уровне не более 36%;
3) соотношение объема расходов на обслуживание государственного долга на уровне, не превышающем 5% от общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из федерального бюджета;
4) годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств, не превышающая 20% налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из федерального бюджета;
5) дефицит областного бюджета, не превышающий 10% доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
11. В случаях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, значения целевых показателей, указанные в подпунктах 1, 2, 4, 5 пункта 10 настоящих основных направлений, могут быть превышены.


------------------------------------------------------------------