Решение Калининградского областного суда от 23.01.2023 по делу N 3а-36/2023 <О признании недействующими пункта 4713 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16.12.2020 N 177, пункта 2269 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 N 199>



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2023 г. по делу в„– 3а-36/2023

(УИД 39OS0000-01-2022-000314-49)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Козловой Ю.В.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Н. к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и на 2022 годы, утвержденных приказами от 16 декабря 2020 года в„– 177 и от 27 декабря 2021 года в„– 199 в части включения нежилого помещения с кадастровым N,

установил:

Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером <...>, расположенное в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: <данные изъяты> включено соответственно под пунктами 4713 и 2269 в поименованные Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы.
Н., являвшаяся в налоговых периодах 2021 и 2022 годов собственником нежилого помещения с кадастровым номером <...>, просит признать не действующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает ее права и законные интересы как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере, мотивируя требования тем, что принадлежащий ей объект, по данным ЕГРН, имеет наименование и назначение "нежилое помещение"; находится в здании с назначением "многоквартирный дом", расположенном на земельном участке с видом разрешенного использования "под многоквартирный среднеэтажный жилой дом"; актом осмотра вид фактического использования помещения определен административным ответчиком как "склад", в этой связи включение нежилого помещения с кадастровым в„– в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по смыслу которой включение нежилых помещений возможно, если их назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель Н. - З. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. просила в административном иске отказать, представив письменные возражения и акт о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым в„– качестве склада, имеющего выход в торговое помещение магазина.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 в„– 362 "Об установлении на территории городского округа "Город Калининград" налога на имущество физических лиц" определены налоговые ставки, которые в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2021 году составляли 1,5 процента, в 2022 году и последующие годы - 2 процента, а в отношении прочих объектов налогообложения в 2019 году и в последующие годы - 0,5 процента.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года в„– 625 и от 24 ноября 2021 года в„– 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года в„– 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Под пунктом 4713 в данный Перечень включен объект с кадастровым N.
Приказ от 16 декабря 2020 года в„– 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 2269 в данный Перечень включен указанный объект с кадастровым N.
Приказ от 27 декабря 2021 года в„– 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Все вышеперечисленные Перечни вступили в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародованы до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
По сведениям ЕГРН 21 июля 2010 года на кадастровый учет поставлено здание с назначением "многоквартирный жилой дом", наименованием "квартирный" с кадастровым номером 39:15:121562:7, года постройки 1960 (ранее присвоенные государственные учетные номера: инвентарный 15208, кадастровый N) по адресу: <данные изъяты>, в котором расположен объект с кадастровым в„– (л.д. 15).
Многоквартирный жилой дом с кадастровым в„– расположен на земельном участке с кадастровым N, поставленном на кадастровый учет 11.11.2013 года, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под многоквартирный среднеэтажный дом (л.д. 17).
По сведениям ЕГРН принадлежащий Н. с 17.04.2014 года объект с кадастровым N, площадью 141,8 кв. м, поставлен на кадастровый учет 28.01.2013 года, расположен в подвале вышеуказанного многоквартирного дома, имеет внутреннюю высоту помещений 2,15 м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение.
29 сентября 2022 года административный истец обратилась в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области с заявлением об исключении объектов, в том числе и нежилого помещения с кадастровым N, из перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и на 2022 годы, указав на отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ критериев для их включения в перечни (л.д. 34).
27 октября 2022 года Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области проведено обследование фактического использования нежилого помещения с кадастровым N, согласно составленному по его результатам акту вид фактического использования определен как "склад" (л.д. 37, 38).
Приложенные к акту фотографии, а также объемно-планировочные характеристики нежилого помещения, содержащиеся в его регистрационных данных, не позволяют усомниться в виде фактического использования объекта с кадастровым N.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования объектов нежилого фонда, от 09.11.2022 года в удовлетворении заявления Н. отказано, поскольку вход в помещение склада возможно осуществить, в том числе из помещения магазина (л.д. 42).
Из материалов дела следует, что на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым в„– по адресу: <данные изъяты> расположено помещение магазина с кадастровым N, площадью 241,9 кв. м, вход в который осуществляется со стороны улицы <данные изъяты>.
В подвале того же дома, под указанным магазином, расположено нежилое помещение с кадастровым номером <...>, об исключении которого из перечней заявлены административные исковые требования.
Из кадастрового паспорта данного нежилого помещения с кадастровым N, представленных в материалы дела фотографий (л.д. 19-33) следует, что вход в это помещение осуществляется с внутренней дворовой территории многоквартирного дома через пристроенный к дому тамбур, оборудованный металлическими складскими воротами (л.д. 21), за которыми расположена лестница, ведущая в подвал дома, где расположен склад (л.д. 23).
Настаивая на законности оспариваемых в части нормативных правовых актов, представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. привела доводы о том, что и помещение магазина, и помещение склада находятся на праве аренды у ФИО10., являющегося генеральным директором и учредителем ООО "Пронто", основным видом деятельности которого является торговля розничной одеждой в специализированных магазинах, а на складе реально хранится товар, который перемещается как в магазин, расположенный этажом выше, так и в иные торговые точки, находящиеся по другим адресам, соответственно, складское помещение является составной частью магазина.
С такими суждениями согласиться нельзя, поскольку нежилое помещение с кадастровым в„– является самостоятельным объектом кадастрового учета и объектом зарегистрированного права.
Суд находит несостоятельными ссылки стороны административного ответчика на п. 38 ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", согласно которому магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения, а также на п. 20 того же Национального стандарта, которым к торговым предприятиям отнесен имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров или оказания услуг торговли.
Основанные на приведенном Национальном стандарте суждения о том, что магазин может включать в себя различные помещения, в том числе торговые залы и складские помещения, последние могут располагаться и вне торгового объекта, а, соответственно, помещение склада с кадастровым в„– правомерно включено оспариваемыми нормативными правовыми актами в перечни, определяющие налоговую базу на 2021 и на 2022 годы как кадастровую стоимость, противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Названный ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" не предназначен регулировать установление или исчисление налога на имущество физических лиц и другие отношения между казной и налогоплательщиком. Фискальные обязательства, включая налоговую базу по конкретному налогу, определяет прежде всего налоговый закон.
Упомянутый "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденный Приказом Росстандарта от 28.08.2013 в„– 582-ст, устанавливает термины, которые рекомендуются для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
По мнению суда, для целей подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ указанный Национальный стандарт Российской Федерации не применим.
Суд также отмечает, что фактическое использование нежилого помещения с кадастровым в„– на начало налоговых периодов в установленном порядке не определялось, предназначение здания, в котором оно расположено, не предполагает, а его фактическое использование не свидетельствует об использовании более 20% общей площади здания под размещение офисов, объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания.
При таком положении основания для включения нежилого помещения с кадастровым в„– в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 годы отсутствовали.
На основании изложенного суд считает подлежащими удовлетворению административные исковые требования Н. о признании не действующими с даты принятия пункта 4713 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, и пункта 2269 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Н. удовлетворить.
Признать не действующими с даты принятия пункт 4713 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, пункт 2269 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 06 февраля 2023 года.

Судья
А.В. Шкуратова


------------------------------------------------------------------