Приказ Министерства образования Калининградской области от 13.06.2023 N 935/1 "О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 02.12.2021 N 1325/1"



Зарегистрировано в Правительстве Калининградской области 14 июня 2023 г. в„– ГР/520/2023
------------------------------------------------------------------

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 13 июня 2023 г. в„– 935/1

О внесении изменений в приказ Министерства образования
Калининградской области от 02.12.2021 в„– 1325/1

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 в„– 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 в„– 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", от 11.06.2014 в„– 657 "Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования", от 22.09.2017 в„– 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования", от 31.07.2020 в„– 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", в целях формирования системы оценки качества дошкольного образования Калининградской области приказываю

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министерства образования Калининградской области от 02.12.2021 в„– 1325/1 "Об утверждении Концепции системы оценки качества дошкольного образования в Калининградской области" изменения согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования Калининградской области М.И. Короткевич.
3. Приказ подлежит государственной регистрации.
4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр образования
Калининградской области
С.С. Трусенёва





Приложение
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 13 июня 2023 г. в„– 935/1

Изменения, которые вносятся в приказ Министерства
образования Калининградской области от 02.12.2021 в„– 1325/1

1. Приложения в„– 1, 2, 3 к указанному приказу изложить в следующей редакции:

"Приложение в„– 1
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 2 декабря 2021 г. в„– 1325/1

КОНЦЕПЦИЯ
системы оценки качества дошкольного образования
в Калининградской области

I. Введение

1. Дошкольное образование в Российской Федерации является уровнем общего образования, что предполагает установление определенных требований к его качеству, совместимых и согласованных с остальными уровнями образования.
2. Основные подходы и принципы оценки по данному направлению содержатся в Концепции мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации, которая формирует единую методологическую основу федеральных, региональных и муниципальных, внутриорганизационных систем мониторинга и оценки качества дошкольного образования, систем независимой оценки качества дошкольного образования и задает условия для формирования единого образовательного пространства Российской Федерации при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образовательных программ, позволяет повысить прозрачность ключевых аспектов современного российского дошкольного образования для всех заинтересованных лиц, в том числе родителей и лиц, их заменяющих, других членов их семей, широкой общественности.
3. Система мониторинга качества дошкольного образования позволяет повысить эффективность управления качеством дошкольного образования на институциональном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях, создает доказательную основу для развития всей системы дошкольного образования Российской Федерации.
4. Калининградская область является одной из территорий динамичного развития: особое внимание при этом уделяется региональной системе образования и управлению качеством условий, процесса и результатов образовательной деятельности на всех уровнях этой системы.
5. Система образования Калининградской области, по оценкам разных экспертных источников, по большинству показателей входит в первую десятку регионов Российской Федерации по показателям эффективности и качества образования.
6. Начиная с 2016 года объем "детского бюджета" значительно увеличен с 10,5 млрд. рублей до 18,2 млрд. рублей. Так, за 6 лет построены и введены в эксплуатацию ряд крупных объектов образования, включая 17 детских садов на 3234 дополнительных места за счет разных форм ввода (выкуп, привлечение негосударственного сектора, строительство: пос. Васильково, в Калининграде, Черняховске, Зеленоградске).
7. В то же время мы стараемся также развивать и негосударственный сектор. Сегодня более 7 частных учреждений принимают детей из муниципальной очереди, при этом родительская оплата за посещение частного детского сада зафиксирована на уровне муниципальной.
8. Так, по итогам реализации мероприятий государственной программы Калининградской области "Образование" в 2022 году 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет получают дошкольное образование, 99,75% детей в возрасте от 1,5 до 3 лет посещают дошкольные организации.
9. Только в 2022 году создано 799 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
10. Интеграция региональной системы оценки качества дошкольного образования в федеральную сеть предполагает, что модель оценки качества региональной системы дошкольного образования должна быть производной и релевантной таким системам, как:
1) национальная оценка качества образования - общероссийская программа по оценке качества образования с учетом взаимосвязанных уровней образования и единых требований к качеству;
2) независимая оценка качества образования, включающая независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
3) экспертная оценка качества образования, основанная на мнении квалифицированных специалистов в формате количественных и качественных суждений;
4) внутренняя оценка качества образования, которая проводится субъектами организации и осуществления образовательной деятельности в образовательной организации для принятия управленческих решений.

II. Общие положения

11. Важнейшим стратегическим направлением развития СОКДО является обеспечение перехода от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования. Это предполагает выстраивание системы менеджмента качества дошкольного образования по следующему алгоритму: разработка регламента и инструментария - сбор данных - анализ фактических показателей - планирование корректирующих мероприятий - реализация плана коррекции.
12. Разработка СОКДО обусловлена в том числе необходимостью повышения эффективности управления системой дошкольного образования, совершенствования региональных механизмов управления на основе определения факторов, оказывающих влияние на качество образования.
13. Настоящая концепция определяет цели, задачи, принципы, приоритетные направления и ожидаемые результаты системы оценки качества дошкольного образования в Калининградской области, направленной на эффективное развитие сферы дошкольного образования в Калининградской области путем принятия управленческих эффективных решений.
14. Система оценки и мониторинг качества дошкольного образования являются эффективным механизмом управления качеством образовательной деятельности и условий, созданных для ее успешной реализации.
15. Концепция СОКДО разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 в„– 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
4) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 в„– 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
5) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2014 в„– 657 "Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования";
6) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 в„– 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
7) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 в„– 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
8) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 в„– 955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
9) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 в„– 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования";
10) постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 в„– 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
11) Закон Калининградской области от 01.07.2013 в„– 241 "Об образовании в Калининградской области";
12) постановление Правительства Калининградской области от 04.02.2022 в„– 62 "Об утверждении государственной программы Калининградской области "Образование";
13) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Калининградской области.
16. Основными принципами СОКДО являются:
1) ориентация на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и федеральную образовательную программу дошкольного образования (далее - ФОП ДО), а также региональные приоритеты развития системы дошкольного образования;
2) ориентация на потребности и интересы участников образовательных отношений (детей, родителей (законных представителей), педагогов).
17. Основными функциями СОКДО являются:
1) формирование системы нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества дошкольного образования;
2) оценка условий дошкольного образования посредством использования различных форм;
3) организационно-методическое сопровождение СОКДО на региональном уровне;
4) формирование критериев, показателей и целевых индикаторов для оценки и управления качеством дошкольного образования;
5) создание базы данных о состоянии системы дошкольного образования по различным направлениям оценки и управления качеством образования, ее поддержка в актуальном состоянии, дополнение аналитическими материалами;
6) создание системы информирования заинтересованных сторон о результатах функционирования СОКДО, осуществление взаимодействия с потребителями информации по вопросам качества дошкольного образования.
18. Цель СОКДО - создание на территории Калининградской области равных возможностей для получения детьми дошкольного возраста качественного дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО и меняющимися потребностями населения определяет главную цель, которая достигается комплексно путем повышения качества образовательных программ, образовательных условий, взаимодействия с семьей, обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу, повышения качества управления в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО).
19. Обоснование необходимости выбранной цели. С 2011 года на территории региона в целях создания и развития системы оценки качества образования формировалась областная система оценки качества образования, включающая в себя муниципальные системы. В рамках внедрения в 2013 году федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость проведения процедуры оценки состояния качества дошкольного образования Калининградской области. В период с 2013 года по 2018 г. оценка качества образования определялась в том числе и в рамках утвержденного регионального плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования".
20. В 2017 году на территории Калининградской области - 18 ДОО садов. В рамках исследования в каждом отобранном детском саду экспертной группой был организован сбор экспериментальных данных посредством включенного наблюдения. Таким образом, проводилось независимое исследование качества дошкольного образования. Кроме этого, в 2017 году проводилась независимая оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций Калининградской области.
21. В 2018 году исследование проводилось повторно. Были выявлены сильные и слабые стороны сферы дошкольного образования Калининградской области. В 2019 году Калининградская область вошла в число регионов, в которых проводится масштабное популяционное лонгитюдное научное исследование "Функциональное развитие (когнитивное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье) детей дошкольного возраста".
22. В целях повышения качества дошкольного образования на территории региона специалистами регионального института развития образования совместно с методическими объединениями разрабатывались методические материалы, проводились обучающие семинары, проводилась корректировка программ повышения квалификации педагогических работников дошкольных организаций, проводились индивидуальные встречи с руководителями и педагогами ДОО - участниками исследования с обсуждением индивидуальных профилей качества ДОО и проектированием программ развития детского сада на основе анализа результатов в целях совершенствования сферы дошкольного образования.
23. В 2021 году образовательные организации Калининградской области, реализующие программы дошкольного образования, приняли участие в процедуре мониторинга качества дошкольного образования (далее - МКДО) в режиме опытной эксплуатации. МКДО проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений.
24. В 2022 году 30 ДОО, исходя из репрезентативной выборки, участвовали в процедуре мониторинга качества дошкольного образования. Экспертиза проводилась по разным областям качества. По результатам экспертизы выявлены показатели, негативно влияющие на развитие системы дошкольного образования в Калининградской области, такие как: "Образовательная программа"; "Содержание образовательной деятельности", "Познавательное развитие" (по двум критериям), "Речевое развитие", "Образовательный процесс", "Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами", "Управление и развитие ДОО".
25. В связи с тем, что достижение высокого качества дошкольного образования, которое выступает фундаментом образовательной системы и определяет дальнейший путь развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, является важнейшим направлением и использование результатов мониторинга оценки качества дошкольного образования определяет необходимость:
1) включения в процедуру оценки качества всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования;
2) систематизации областей качества и системы показателей качества;
3) разработки методов и средств сбора и обработки данных и результатов;
4) анализа полученных результатов и формирования адресных рекомендаций по итогам полученных оценок;
5) разработки и принятия согласованных управленческих решений на разных уровнях системы дошкольного образования региона;
6) формирования сообщества внешних экспертов для проведения экспертизы самоанализа и внешней оценки качества дошкольного образования.
26. Основанием для обоснования цели СОКДО являются результаты мониторинга качества образования, изложенные в аналитической справке по результатам мониторинга качества дошкольного образования образовательных организаций, утвержденной министром образования Калининградской области.
27. Управленческий цикл СОКДО предполагает анализ состояния и выявление проблем дошкольного образования для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества дошкольного образования при сохранении вариативности и многообразия реализуемых образовательных программ.
28. СОКДО включает в себя следующие задачи:
1) повышение качества образовательных программ дошкольного образования. Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ООП ДО) является инструментом реализации ФГОС ДО, поэтому качество оценки данного параметра входит в структуру региональной оценки качества образования. ФГОС ДО предъявляет требования к структуре ООП ДО и ее объему. ООП ДО обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;
2) повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОО. Оценка данного направления позволит судить о содержании образования детей по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), прогнозировать развитие региональной и муниципальной системы дошкольного образования, принимать управленческие решения по обеспечению полноценного развития личности детей;
3) повышение качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия). Качество среды напрямую связано с уровнем детского развития. Оценка условий реализации программ в ДОО позволит обеспечивать контроль полноценного развития личности и направленность на создание социальной ситуации развития участников образовательных отношений;
4) повышение качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье). Оценка данного направления позволит определить выполнение требований нормативных документов и разработать эффективные управленческие решения по созданию условий для совершенствования взаимодействия ДОО с семьей;
5) повышение качества мер по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу. Достижение цели предполагается за счет оценки нормативно-правовой базы по обеспечению комплексной безопасности в ДОО, оценки соответствия санитарно-гигиенического состояния ДОО требованиям санитарного законодательства, оценки соответствия пространства и оборудования в ДОО согласно реализуемой ООП ДОО;
6) повышение качества управления в ДОО. На качество управления влияет качество ресурсного обеспечения: нормативной документации ДОО; кадрового обеспечения ДОО; условий для позитивной динамики развития обучающихся в достижении планируемых результатов в освоении ООП; оценка информационной открытости ДОО;
7) повышение качества управления дошкольным образованием на муниципальном уровне. На повышение качества управления в муниципалитете влияет наличие нормативно-правовой документации, регламентирующей организацию и управление ОО, взаимодействие всех образовательных организаций на уровне муниципалитета, информационная открытость муниципального управления образованием.
29. Объектом СОКДО выступает образовательная деятельность и условия ее осуществления в системе дошкольного образования, предметом оценки - качественные характеристики этой деятельности и условий.
30. С учетом указанных цели и задач определяются показатели качества дошкольного образования, подлежащие мониторингу и оценке, в числе которых:
1) показатели качества образовательных программ дошкольного образования;
2) показатели качества образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
3) показатели по взаимодействию с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
4) показатели по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу;
5) по управлению и развитию ДОО.
31. Все исследования проводятся в соответствии с разработанными критериями и показателями в режиме мониторинга, в том числе с использованием региональной информационной системы доступности дошкольного образования Калининградской области.
32. В качестве сбора информации используются следующие методы:
1) анализ документации (образовательных программ дошкольного образования, концепции и программы развития, локальных актов, планов образовательной работы с детьми, проектной документации);
2) анализ показателей доступности дошкольного образования с использованием региональной информационной системы Калининградской области;
3) работа с сайтом ДОО;
4) анкетирование участников образовательных отношений;
5) наблюдение и анализ взаимодействия педагогов с детьми, родителями, сотрудниками; развивающей предметно-пространственной среды в помещениях и на участках ДОО;
6) условий для присмотра и ухода, выполнение режима дня;
7) условий для безопасности жизнедеятельности и сохранения здоровья детей;
8) анализ управления в ДОО;
9) использование результатов независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями.
33. На основе мониторинга показателей осуществляется анализ деятельности ДОО.
34. По результатам разрабатываются адресные рекомендации, рекомендации по использованию успешных практик, методические и иные материалы.
35. Разработка адресных рекомендаций, рекомендаций по использованию успешных практик, методических и иных материалов по результатам проведенного анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:
1) главы муниципальных образований и городских округов;
2) руководители муниципальных органов управления образования;
3) руководители и заместители руководителя ДОО;
4) педагоги образовательных организаций.
36. С целью повышения качества дошкольного образования в Калининградской области предусматриваются меры, направленные на:
1) повышение качества образовательных программ дошкольного образования;
2) профессиональное развитие педагогических работников дошкольного образования;
3) повышение качества образовательных условий в ДОО;
4) повышение качества дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
5) информационно-разъяснительную работу по вопросам оценки качества образования;
6) развитие механизмов управления качеством дошкольного образования;
7) управление качеством в ДОО и меры по развитию ДОО.
37. Порядок мониторинга качества дошкольного образования, показатели результативности и исполнители представлены в приложениях в„– 2 и в„– 3.
38. По итогам принятых мер и проведенных мероприятий на региональном уровне принимаются управленческие решения, направленные на развитие системы дошкольного образования в Калининградской области.
39. Завершающим этапом управленческого цикла выступает анализ эффективности принятых мер и управленческих решений, по результатам которого определяются проблемы, выступающие основой при формировании нового управленческого цикла.
40. Управленческие решения могут в себя включать одно или несколько направлений, таких как:
1) внесение изменений в государственную программу Калининградской области "Образование", муниципальные программы, программу развития и далее в основные образовательные программы;
2) внесение изменений в муниципальные механизмы управления качеством образования на муниципальном и региональном уровнях;
3) совершенствование нормативно-правовых актов в части реализации системы оценки качества подготовки обучающихся;
4) грантовая поддержка ОО, направленная на совершенствование образовательных условий ДОО посредством проектной деятельности, включая качество организации пространства и его оснащения (предметно-пространственной среды во внутреннем помещении и на внешней территории) и совершенствование процессов и условий по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО (здоровье, безопасность и повседневный уход);
5) разработка программ поддержки профессионального роста педагогов ДОО и повышения квалификации педагогов, в том числе путем проведения конкурсов профессионального мастерства;
6) совершенствование качества муниципальной политики в области дошкольного образования, созданных условий для реализации образовательной деятельности ДОО на уровне органов муниципального самоуправления, качества управления муниципальными ДОО и развития системы дошкольного образования муниципалитета.
41. После принятия управленческих решений проводится мониторинг эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер.
42. Анализ эффективности принятых мер предполагает оценку и последующий анализ эффективности реализации комплекса мер и принятия управленческих решений, направленных на совершенствование системы оценки качества дошкольного образования.
43. Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей для ДОО.





Приложение в„– 2
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 2 декабря 2021 г. в„– 1325/1

ПОРЯДОК
проведения мониторинга качества дошкольного образования
в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы дошкольного образования,
в Калининградской области

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет цели, задачи, единые подходы к проведению мониторинга оценки качества дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования (далее - ОО), в Калининградской области (далее - Мониторинг).
2. Мониторинг является составной частью системы оценки качества дошкольного образования в Калининградской области.
3. Мониторинг носит обязательный характер и основан на принципах системности, объективности и достоверности информации, анализе полученных результатов.

II. Цели и задачи Мониторинга

4. Целями Мониторинга являются:
1) формирование единой системы диагностики и контроля состояния дошкольного образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;
2) получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования;
3) предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве дошкольного образования;
4) принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по повышению качества дошкольного образования;
5) прогнозирование развития региональной системы дошкольного образования.
5. Задачи Мониторинга:
1) сбор, обработка и анализ показателей системы дошкольного образования в ОО (при проведении Мониторинга и последующих периодах - анализ динамики показателей);
2) формирование информационной основы для принятия обоснованных управленческих решений по выстраиванию и реализации системы работы по повышению качества образования в ОО;
3) выявление актуального состояния СОКДО;
4) выявление дефицитов в ОО и проведение внутренних мониторингов в ОО для принятия дальнейших мер по повышению качества;
5) выявление ДОО, имеющих высокий уровень качества образования, с целью распространения лучших практик и продуктивных моделей.

III. Содержание, организация и сроки проведения Мониторинга

6. Мониторинг проводится ежегодно, в сроки, установленные приказом Министерства образования Калининградской области (далее - Министерство).
7. Координатором Мониторинга выступает Министерство.
8. Региональным оператором по проведению Мониторинга является государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Калининградской области "Институт развития образования" (далее - КОИРО).
9. К компетенции КОИРО в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка концептуальных основ Мониторинга;
2) разработка методических и иных материалов;
3) организация разработки нормативно-правововых документов;
4) планирование и организация комплексных мониторинговых исследований;
5) размещение информации о результатах Мониторинга на официальном сайте Министерства образования Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
6) подготовка аналитических материалов и адресных рекомендаций, направленных на выявление и распространение лучших практик и продуктивных моделей управления, а также на устранение профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций.
10. Для проведения Мониторинга специалистами КОИРО могут быть привлечены специалисты из числа сотрудников организаций профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, представителей других организаций.
11. Министерство, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают возможность индивидуального ознакомления руководителей ОО с результатами мониторинга.
12. Представляемый мониторинг включает в себя несколько направлений:
1) показатели доступности дошкольного образования, включающие в себя показатели качества образовательных программ, образовательных условий;
2) показатели качества образовательной среды и обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
3) показатели взаимодействия с семьей и удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством дошкольного образования;
4) показатели качества управления в ОО.
13. Мониторинг проводится на основании показателей:
1) доля ДОО, в которых разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования;
2) доля ДОО, в которых созданы условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
3) доля ДОО, в которых содержание образовательной программы дошкольного образования обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
4) доля ДОО с низким/высоким уровнем качества образовательной среды;
5) доля ДОО, в которых созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми (состояние здоровья воспитанников; в ДОО созданы санитарно-гигиенические условия; в ДОО проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья; в ДОО организован процесс питания в соответствии с установленными требованиями; в ДОО организовано медицинское обслуживание; обеспечена безопасность внутреннего помещения ДОО (группового и внегруппового); обеспечена безопасность территории ДОО для прогулок на свежем воздухе; проводится контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями);
6) доля руководителей ДОО, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки, от общего числа руководителей всех ДОО региона;
7) доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: обеспеченность ДОО педагогическими кадрами (%); доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию; доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года; доля педагогических работников с высшим образованием; рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов);
8) доля ДОО, в которых развивающая предметно-пространственная среда (предметно-пространственная среда группового помещения) соответствует требованиям ФГОС ДО: в помещении (группе) достаточно места для детей, взрослых, размещения оборудования; достаточно мебели для повседневного ухода, игр, учения; в группе есть мягкая мебель (уютный уголок); в группе оборудовано как минимум 2 различных центра интересов, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт; в группе предусмотрено место для уединения; наличие в группе связанного с детьми оформления пространства; в группе оборудовано пространство для развития крупной моторики; в группе оборудовано пространство для развития мелкой моторики; предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы, соответствует возрастным потребностям воспитанников; предметно-пространственная среда ДОО, доступная воспитанникам группы вне группового помещения (наличие спортивного зала, музыкального зала, бассейна, специализированных кабинетов (логопеда, дефектолога и пр.));
9) доля ДОО, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и др.;
10) доля ДОО, в которых организовано взаимодействие с семьей: число родителей, участвующих в образовательной деятельности ДО; удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования; наличие индивидуальной поддержки развития детей в семье;
11) доля ДОО, в которых функционирует ВСОКО;
12) доля ДОО, в которых разработана программа развития;
13) доля ДОО, в которых имеется план повышения качества образования в ДОО.
14. Для получения качественных и количественных характеристик могут использоваться следующие методы сбора информации:
1) анализ образовательных, в том числе адаптированных, программ дошкольного образования, размещенных на официальных сайтах ДОО;
2) педагогическое наблюдение образовательной деятельности (ее самоанализ);
3) анализ/самоанализ развивающей предметно-пространственной среды;
4) изучение планирующей документации педагогов;
5) анализ данных ежегодного отчета о состоянии системы дошкольного образования;
6) анализ/самоанализ психолого-педагогических условий (заполнение чек-листа);
7) анализ кадрового состава педагогов ДОО, структуры ДОО, размещенных на сайте, контингента обучающихся в региональной информационной системе доступности дошкольного образования;
8) анализ результатов анкетирования родителей;
9) анализ сводных чек-листов по обеспечению безопасности;
10) анализ результатов мониторинга выполнения среднесуточных норм питания;
11) анализ (самоанализ) положения о внутренней системе оценки качества (ВСОКО), результатов ее функционирования;
12) анализ полученных результатов мониторинга, значений показателей и сопоставление их с различными контекстными данными.
15. Источниками данных для получения необходимой информации являются:
1) официальные сайты ОО;
2) результаты педагогических наблюдений за образовательной деятельностью;
3) аналитические отчеты (справки) по результатам сбора, обобщения и анализа информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Калининградской области;
4) анализ планирующей, отчетной документации ДОО, локальных актов образовательной организации;
5) самоанализ созданных в ДОО условий (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических) для реализации образовательных программ дошкольного образования;
6) результаты социологических исследований (анкетирование) об удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемых услуг;
7) результаты различных экспертных наблюдений, в том числе и за реализуемой образовательной деятельностью в ОО;
8) региональная информационная система доступности дошкольного образования;
9) иные источники информации, позволяющие сопоставить результаты мониторинга в целях определения эффективности проведенного анализа.
16. Мониторинг проводится в 3 этапа:
1) I этап - сбор первичной информации;
2) II этап - сбор вторичной информации, ее анализ и оценка эффективности деятельности ОО;
3) III этап - итоговый (формирование итоговых результатов проведенных исследований и адресных рекомендаций).
17. Мониторинг проводится путем оценивания по балльной шкале.
18. Мониторинг проводится в течение 2 лет путем генеральной совокупности всех оцениваемых объектов.
19. С целью повышения качества дошкольного образования в последующие годы Мониторинг планируется проводить только в тех ОО, на которые направлены меры (мероприятия) по улучшению показателей.

IV. Участники Мониторинга

20. Участниками мониторинга качества дошкольного образования являются муниципальные дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, имеющие в своей структуре дошкольные группы (далее - ДОО), организации, подведомственные Министерству.
21. Взаимодействие между участниками Мониторинга осуществляется при координации ответственного, назначенного приказом руководителя ОО. Ответственный координатор заполняет необходимые формы для образовательной организации, используя указанные источники и методы сбора информации, организует анкетирование родителей, проводит с педагогами организационную и разъяснительную работу в этом направлении.
22. На муниципальном уровне для проведения Мониторинга назначается ответственный за координацию всех участников. Ответственный собирает данные от ОО и заполняет сводные формы по муниципальному образованию, используя указанные источники и методы сбора информации. По завершении этой работы полученные данные вносятся им в региональные сводные формы, размещенные на онлайн-платформе в виде онлайн-таблиц, либо с использованием различных информационных систем.
23. На региональном уровне региональный оператор информирует участников о сроках проведения каждого мониторинга и условиях участия в нем информационным письмом Министерства; по истечении сроков мониторинга скачивают онлайн-таблицы либо формируют сводные данные с использованием информационных систем и в течение 10 календарных дней проводят статистический и аналитический анализ, привлекая к разработке адресных рекомендаций специалистов различных организаций.

V. Формирование результатов Мониторинга, адресных
рекомендаций, оценка эффективности принятых мер
и управленческих решений

24. Региональный оператор готовит и направляет адресные рекомендации на согласование в Министерство не позднее 10 календарных дней после завершения сроков проведения мониторинга.
25. По результатам проведения Мониторинга КОИРО могут разрабатываться аналитические материалы, адресные рекомендации, методические материалы и иные документы, направленные на повышение качества дошкольного образования по установленным направлениям в зависимости от полученных результатов.
26. Адресные рекомендации направляются всем заинтересованным лицам официальными письмами Министерства. При необходимости указанные результаты рассматриваются на коллегиях, совещаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием, специалистами муниципальных органов управления образованием, курирующими вопросы дошкольного образования.
27. При необходимости региональный оператор по согласованию с Министерством формирует проекты управленческих решений, которые согласовываются и оформляются приказами Министерства, но не позднее 30 календарных дней после завершения Мониторинга.
28. По итогам проведенных Мониторингов на уровне Министерства разрабатываются меры и управленческие решения - конкретные действия, направленные на достижение поставленных целей с учетом выявленных проблемных областей. Указанные решения оформляются в виде приказов, распоряжений и иных документов либо носят рекомендательный характер.
29. По итогам принятия мер и управленческих решений региональным оператором на региональном уровне не реже 1 раза в год проводится анализ эффективности принятых мер, по результатам которого вносятся изменения в цели системы мониторинга качества дошкольного образования в рамках исполнения настоящего Порядка. По мере реализации мер, направленных на повышение качества дошкольного образования в целом или отдельных его компонентов, региональный оператор проводит анализ эффективности принятых управленческих решений, направляет в Министерство предложения по внесению изменений целей системы мониторинга качества дошкольного образования, учитывая необходимость корректировки по формулировкам показателей, индикаторов, методов сбора информации и форм для проведения мониторинговых и социологических исследований.
30. Результаты мониторинга учитываются для разработки адресных рекомендаций органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, подготовки предложений по совершенствованию и развитию профессиональных компетенций специалистов, курирующих дошкольное образование в муниципальных органах управления образованием, подготовки предложений по повышению качества дошкольного образования в ОО.





Приложение в„– 3
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 2 декабря 2021 г. в„– 1325/1

Перечень показателей мониторинга качества дошкольного
образования в образовательных организациях, реализующих
основные образовательные программы дошкольного образования,
в Калининградской области

в„– п/п
Показатели
Значения показателей
Максимальное количество баллов
1.
Качество работы по повышению доступности дошкольного образования
1.1.
Доля детей в возрасте 0-1,5 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей данного возраста, желающих получить место в дошкольной образовательной организации (далее - ОО, ДОО)
2 балла - 100%
1 балл - 50-99%
0 баллов - менее 50%
2
1.2.
Доля детей в возрасте 1,5-3 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей данного возраста
2 балла - 100%
1 балл - 50-99%
0 баллов - менее 50%
2
1.3.
Доля детей в возрасте 3-7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей данного возраста
2 балла - 100%
0 баллов - менее 100%
2
1.4.
Удельный вес численности детей, посещающих частные ОО, в общей численности детей, посещающих ОО
1 балл - более 5%
0 баллов - менее 5%
1
1.5.
Доля детей иностранных граждан от общего количества детей, охваченных дошкольным образованием
3 балла - более 0,5%
2 балла - 0,2-0,5%
1 балл - 0,1-0,2%
0 баллов - менее 0,1%
3
2.
Качество образовательной среды
2.1.
Качество образовательного содержания
2.1.1.
Удельный вес численности детей, посещающих группы различной направленности, в общей численности детей, посещающих ОО
3 балла - 80-100%
2 балла - 60-80%
1 балл - 40-60%
0 баллов - менее 40%
3
2.1.2.
Наличие образовательных организаций, имеющих основную образовательную программу
1 балл - да
0 баллов - нет
1
2.1.3.
Наличие образовательных организаций, имеющих адаптированную основную образовательную программу
1 балл - да
0 баллов - нет
1
2.2.
Качество образовательного процесса
2.2.1.
Доля групп от общего числа, в которых организовано инклюзивное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)
3 балла - 50-100%
2 балла - 30-50%
1 балл - 10-30%
0 баллов - менее 10%
3
2.2.2.
Наличие логопедической службы
1 балл - да
0 баллов - нет
1
2.2.3.
Наличие условий для обучения детей-инвалидов
1 балл - да
0 баллов - нет
1
2.2.4.
Использование информационных технологий в дошкольной организации
1 балл - да
0 баллов - нет
1
2.2.5.
Наличие предметно-пространственной среды, доступной всем воспитанникам вне групповых помещений
1 балл - да
0 баллов - нет
1
2.3.
Качество образовательных условий и создание безопасных условий при организации образовательного процесса
2.3.1.
Доля педагогов, имеющих высшее образование
3 балла - 80-100%
2 балла - 60-80%
1 балл - 40-60%
0 баллов - менее 40%
3
2.3.2.
Доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию
3 балла - 80-100%
2 балла - 60-80%
1 балл - 40-60%
0 баллов - менее 40%
3
2.3.3.
Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации за последние 3 года
1 балл - 100%
0 баллов - менее 100%
1
2.3.4.
Удельный вес числа зданий дошкольных образовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии, в общем числе зданий дошкольных образовательных организаций
3 балла - 0%
2 балла - 0-10%
1 балл - 10-15%
0 баллов - более 15%
3
2.3.5.
Удельный вес числа зданий дошкольных образовательных организаций, требующих капитального ремонта, в общем числе зданий дошкольных образовательных организаций
3 балла - 0%
2 балла - 0-10%
1 балл - 10-15%
0 баллов - более 15%
3
3.
Управление и развитие организации
3.1.
Управление качеством в ДОО: наличие плана повышения качества образования в ДОО и корректировка его по результатам ВМКДО
1 балл - да
0,5 балла - да, но без корректировки
0 баллов - нет
1
3.2.
Внутренняя система оценки качества образования: наличие положения о системе внутренней оценки качества образования и размещение его на официальном сайте организации
1 балл - да
0 баллов - нет
1
3.3.
Программа развития ДОО: наличие актуальной программы развития и размещение ее на официальном сайте организации
1 балл - да
0 баллов - нет
1
4.
Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством дошкольного образования
4.1.
Доля родителей, удовлетворенных качеством дошкольного образования
5 баллов - 100%
4 балла - 90-100%
3 балла - 80-90%
2 балла - 70-80%
1 балл - 60-70%
0 баллов - менее 50%
5
Максимально возможное количество баллов
40
5.
Выводы и рекомендации
5.1.
Общее количество баллов
максимальное - 40 баллов

5.2.
Уровень организации дошкольного образования (высокий, средний, низкий, очень низкий)
рассчитывается %, исходя из количества набранных баллов по отношению к максимальному баллу

5.3.
Основные выводы, отражающие достижения и проблемы


5.4.
Рекомендации органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования



Оценочная таблица результатов мониторинга качества
дошкольного образования в образовательных организациях,
расположенных на территории

Уровень эффективности
Интервалы в баллах
высокий
80-100%
средний
51-79%
низкий
30-50%
очень низкий
ниже 30%
".


------------------------------------------------------------------