Решение Калининградского областного суда от 16.02.2023 по делу N 3а-12/2023 <О признании недействующим Постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2021 N 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в части отнесения земельных участков к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования ">



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-12/2023

(УИД: 39OS0000-01-2022-000191-30)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Чернышовой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску А.-Д. об оспаривании нормативного акта Генерального плана МО "Зеленоградский городской округ" в части,

установил:

А.-Д. обратился с административным иском в суд, указав, что на основании соглашений от 7 мая 2021 года, от 9 июля 2021 года, от 13 сентября 2021 года является арендатором земельных участков КН <...>, расположенного по адресу: <...>; КН <...>, расположенного по адресу: <...>; КН <...>, расположенного по адресу: <...>, каждый площадью 800 кв. м. В соответствии с договором аренды от 4 июля 2014 года <...> в редакции соглашения <...> от 27 февраля 2015 года указанные земельные участки имеет вид разрешенного использования - под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионатов). Постановлением Правительства Калининградской области от 31.03.2021 в„– 166 утверждены изменения в Генеральный план, согласно которым спорный земельный участок отнесен к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", в которой запрещено строительство объектов капитального строительства. Отнесение Генеральным планом земельных участков КН <...>, КН <...>, КН <...> к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)" не имеет разумного обоснования. На ул. Берлинской в г. Зеленоградске находится 52 земельных участка, один из них предназначен под дорогу. На 5 земельных участках возведены объекты капитального строительства. Судебными актами по делу в„– 3а-174/2021 по административному иску Ершова С.Э. о признании недействительным Генерального плана в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:010326:140 и 39:05:010326:141 к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) установлено, что Генеральный план муниципального образования в части изменения функционального зонирования рассматриваемой территории не согласуется с положениями пункта 3 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ об определении в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также порождает неопределенность правового режима земельных участков, не исключенных из границ населенных пунктов, предоставленных для целей строительства объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, однако при этом отнесенных к функциональной зоне, где строительство соответствующих объектов не допускается без достаточного на то основания; имеет место противоречие сведений о категории земельных участков, содержащихся в ЕГРН, правоустанавливающих документах на земельные участки, Лесном плане Калининградской области, с одной стороны, и государственном лесном реестре с другой; доказательств наличия планов развития спорной территории, необходимости создания каких-либо объектов регионального значения общего пользования на спорной территории не представлено; установление и изменение функциональной зоны не может являться произвольным, а, следовательно, такое градостроительное решение должно быть надлежаще мотивировано и обусловлено объективно существующей необходимостью. Просит признать недействующим Генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2021 в„– 166 в части отнесения земельных участков КН <...>, КН <...>, КН <...> к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", возложить на Правительство Калининградской области обязанность внести изменения в Генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ", восстановив функциональную зону делового, общественного и коммерческого назначения в границах указанных земельных участков.
Представитель административного истца А.-Д. Б. заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям.
Представитель административных ответчиков Министерства градостроительной политики Калининградской области, Правительства Калининградской области Ижутина В.С. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, указала на невозможность понуждения Министерства градостроительной политики Калининградской области установить определенную функциональную зону судебным решением.
Заинтересованные лица Департамент лесного хозяйства по СЗФО, администрация МО "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области", окружной Совет депутатов МО "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, своих представителей не направили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали.
Согласно отзыву Департамента лесного хозяйства по СЗФО, данный орган власти оставляет вопрос об удовлетворении административного иска на усмотрение суда. Земельные участки КН <...>, КН <...>, КН <...> с землями лесного фонда не пересекаются.
Окружной Совет депутатов МО "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области", согласно отзыву, также оставляет решение по делу на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании части 5 статьи 213 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статье 23 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, помимо иных сведений и документов, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5), карту функциональных зон поселения или городского округа, их границы и описание (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5), параметры функциональных зон в составе положения о территориальном планировании (пункт 2 части 4).
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, границы существующих населенных пунктов (пункт 2 части 8 статьи 23 ГрК РФ); особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения (пункт 5 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" утвержден генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в актуальной редакции.
Постановление подписано Губернатором Калининградской области, текст постановления в полном объеме размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 2 апреля 2021 года, вступило в силу 12 апреля 2021 года.
Порядок принятия и опубликования Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166 являлись предметом проверки по административному делу в„– 3а-174/2021.
Установлено, что А.-Д. на основании соглашений от 7 мая 2021 года, от 9 июля 2021 года, от 13 сентября 2021 года является арендатором земельных участков КН <...>, расположенного по адресу: <...>; КН <...>, расположенного по адресу: <...>; КН <...>, расположенного по адресу: <...>, каждый площадью 800 кв. м.
Данные земельные участки образованы 16 февраля 2015 года из земельного участка КН 39:05:010326:100 площадью 53780 кв. м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионата), местоположение: Калининградская область, г. Зеленоградск, пос. Малиновка, отнесенный ко второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск.
Этот участок был предоставлен 4 июля 2014 года ООО "Империя" на основании договора аренды указанного земельного участка сроком на 10 лет, который зарегистрирован в ЕГРН 28 июля 2014 года.
В последующем права и обязательства арендатора ООО "Империя" на образованные земельные участки из участка КН 39:05:010326:100 были переданы иным лицам.
На дату образования земельных участков КН <...>, КН <...>, КН <...> действовал Генеральный план МО "Зеленоградское городское поселение", утв. решением Городского Совета депутатов от 17 октября 2012 года в„– 157, согласно которому данная территория была отнесена к функциональной зоне "Гостиницы и гостиничные комплексы". В этот же период действовали Правила землепользования и застройки, утв. решением Городского Совета депутатов от 12 декабря 2012 года в„– 173, в соответствии с которыми этот участок относился к территориальной зоне ОДЗ4 "Зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности".
24 июня 2019 года решением окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" в„– 320 был утвержден Генеральный план данного муниципального образования, согласно карте функциональных зон которого земельные участки КН <...>, КН <...>, КН <...> отнесены к функциональной зоне делового, общественного и коммерческого назначения.
Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166 внесены изменения в указанный Генеральный план. Согласно ним спорные земельные участки отнесены к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", в которой запрещено строительство объектов капитального строительства.
Согласно п. 42 Положения о территориальном планировании в составе генерального плана городского округа функциональная зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, городских лесов, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, размещения плоскостных спортивных сооружений.
Отнесение земельных участков на указанной территории, в том числе КН <...>, КН <...>, КН <...>, к зоне озелененных территорий Министерство градостроительной политики Калининградской области мотивирует неопределенностью относительно их принадлежности к лесному фонду, что послужило причиной отказа в согласовании изменений, вносимых в Генеральный план МО "Зеленоградский городской округ", со стороны Рослесхоза.
Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 февраля 2023 года в„– 822-ОС, заключению ФГБУ "Рослесинфорг" исх. в„– 78-01/468 от 14 февраля 2023 года, земельные участки КН <...>, КН <...>, КН <...>, согласно актуальным материалам лесоустройства, не имеют пересечений с землями лесного фонда.
Таким образом, оснований для отнесения земельных участков КН <...>, КН <...>, КН <...> к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) не имеется, оно явно не соответствует принципу соблюдения паритета интересов правообладателя участка и публичных интересов.
Таким образом, Постановление Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" подлежит отмене в части отнесения земельных участков КН <...>, КН <...>, КН <...> к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)".
Оспоренный нормативный акт подлежат признанию недействующими с даты вступления решения суда в законную силу, так как они применялись и на основании них были реализованы права граждан и организаций.
Изложенное в просительной части административного иска требование о понуждении возложить на Правительство Калининградской области обязанность внести изменения в Генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ", восстановив функциональную зону делового, общественного и коммерческого назначения в границах спорных земельных участков не является самостоятельным административным исковым требованием, и сводится к констатации необходимости возложить на уполномоченный орган государственной власти обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий отмененный нормативный правовой акт, в порядке ч. 4 ст. 216 КАС РФ. С учетом обстоятельств дела, суд не усматривает необходимости в возложении такой обязанности на Министерство градостроительной политики Калининградской области; кроме того, определение конкретной функциональной зоны территории осуществляется с учетом градостроительного анализа, определения перспектив ее дальнейшего развития, в связи с чем находится вне компетенции суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление А.-Д. удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с даты вступления решения суда в законную силу:
- Постановление Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в части отнесения земельных участков КН <...>, КН <...>, КН <...> к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)".
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Министерства градостроительной политики Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2023 года.

Судья
Д.В. Шубин


------------------------------------------------------------------