Решение Калининградского областного суда от 16.01.2023 по делу N 3а-32/2023 <О признании недействующим Постановления Правительства Калининградской области от 18.06.2021 N 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения земельных участков к функциональной зоне "Производственная зона ">



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 января 2023 г. по делу в„– 3а-32/2023

(УИД: 39OS0000-01-2022-000294-12)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.Е.А., К.В.А., К.В.М. об оспаривании нормативного акта Постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года в„– 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части,

установил:

К.Е.А., К.В.А., К.В.М. обратились с административным иском в суд, указав, что являются собственниками земельных участков, расположенных в <адрес>: К.Е.А. - по <адрес>: участок в„– площадью 1100 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; К.В.А. - по <адрес>: участок в„– площадью 1000 кв. м, участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1035 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; К.В.М. - <адрес>: участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 500 кв. м; участок в„– площадью 450 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 413 кв. м. Указанные земельные участки располагались в функциональной зоне "Жилая" (территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами ("Ж4") и планировались для строительства индивидуальных жилых домов, к участкам подведен газопровод и ведутся работы по строительству электрических сетей. 10 июня 2019 г. на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, в„– администрацией Гурьевского городского округа выданы уведомления на строительство жилых домов. В настоящий момент перечисленные земельные участки включены в производственную зону "П4", в связи с чем Администрация Гурьевского городского округа отказывает в дальнейшей выдаче уведомлений на строительство. Узнав о внесении изменений в Генеральный план и об изменении Правил землепользования и застройки, административные истцы 11 августа 2022 г. обратились с заявлениями вх. в„– 457-н в Министерство градостроительной политики Калининградской области, а также в администрацию Гурьевского ГО с заявлением вх. в„– 5260-арх об отнесении принадлежащих земельных участков к территориальной зоне Ж4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. 25 августа 2022 г. Министерство градостроительной политики Калининградской области направило в адрес заявителей ответ в„– 4175-МГП, в котором сообщается об отнесении рассматриваемых земельных участков к функциональной зоне "Производственная зона" в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года в„– 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" и к территориальной зоне "Коммунально-складская зона" (индекс "П-4"). Согласно ответу Министерства, обеспечивается подготовка проекта Правил землепользования и застройки, процедура общественных обсуждений проводилась в период с 1 июля 2022 г. по 29 июля 2022 г. в соответствии с постановлением Администрации Гурьевского ГО от 24.06.2022 г. в„– 3379 "Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки муниципального образования "Гурьевский муниципальный округ Калининградской области". Правилами землепользования и застройки Гурьевского городского округа, утв. решением тридцать седьмой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов от 19.12.2019 г. в„– 266 и Генеральным планом Гурьевского городского округа, утв. решением двадцать седьмой сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва от 24.01.2019 г. в„– 190, указанные земельные участки были включены в функциональную зону "жилая", территориальную зону "зона застройки индивидуальными жилыми домами", индекс "Ж4". Приобретая земельные участки до принятия оспариваемого нормативного акта, административные истцы не знали о планируемом внесении изменений в генеральный план Гурьевского ГО и не смогли своевременно выразить свое мнение на общественных слушаниях. Территориальное планирование является воплощением долгосрочной стратегии развития населенного пункта, с учетом ранее принятых решений и с учетом инициативы собственников имущества, соблюдая совокупность общественных и частных интересов. Принятие документов территориального планирования должно быть направлено на рациональное и эффективное использование земельных участков и объектов капитального строительства, не допускающее причинение вред их правообладателям, а также способствующее реализации прав и законных интересов граждан, их объединений. В этой связи отнесение земельных участков, находящихся в фактической жилой застройке и в непосредственной близости от водоема, к производственной зоне, нарушает баланс частных и публичных интересов. Просит признать недействующим и не подлежащим применению постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года в„– 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения к функциональной зоне "Производственная зона" земельных участков N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N.
Представитель административных истцов К.Е.А., К.В.А., К.В.М. Б.В.В. поддержал заявленные административные исковые требования по изложенным выше основаниям, указал на то, что СП 36.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 в„– 108/ГС) предусматривает возможность сокращения минимального расстояний от магистральных нефтепроводов диаметром от 300 мм до 500 мм до 50 м до отдельно стоящих зданий 1-2 этажа, что позволяет учесть именно такую санитарную зону, в границах которой находятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Представитель административных ответчиков Правительства Калининградской области, Министерства градостроительной политики Ижутина В.С. административные исковые требования не признала, указала на то, что установление функциональной зоны "Производственная зона (сущ.)" постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года в„– 361 обусловлено необходимостью соблюдения минимальных расстояний до нефтепровода, проходящего через пос. Голубево, принадлежащего ООО "Лукойл-Калининградморнефтепродукт". Несмотря на то, что не все земельные участки, принадлежащие административным истцам, попадают в эту зону, Правительством Калининградской области было принято решение отнести к функциональной зоне "Производственная зона (сущ.)" весь территориальный массив. Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года в„– 361 принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры. Ранее действовавшим Генеральным планом МО "Новомосковское сельское поселение", утв. решением Новомосковского сельского Совета депутатов в„– 133 от 26 апреля 2013 года (с последующими изменениями) принадлежащие административным истцам земельные участки, за исключением N, N, в„– были отнесены к жилой зоне (N, N, в„– - к общественно-деловой зоне). В процессе подготовки проекта изменений в Генеральный план Гурьевского ГО имела место переписка с ООО "Лукойл-Калининградморнефтепродукт", в которой Общество указывало на эксплуатацию объектов добычи и транспортировки нефти в территории Гурьевского ГО, в этой связи в документах территориального планирования должны быть предусмотрены наименьшие расстояния от них до объектов социально-культурного, жилого и иного назначения от 500 м до 30 м. При этом перечень земельных участков, попадающих в границы этих расстояний, был направлен в адрес администрации Гурьевского ГО.
Представитель заинтересованного лица ООО "Лукойл-Калининградморнефтепродукт" Поборцева Е.М. административные исковые требования в части установления функциональной зоны "Производственная зона (сущ.)" в отношении N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; в„– оставила на усмотрение суда, в отношении остальных земельных участков, принадлежащих административным истцам, возражала против их удовлетворения. В обоснование указала, что перечисленные земельные участки не входят в зону минимального расстояния до магистрального трубопровода, установленных СП 36.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", которое для данного нефтепровода составляет 100 м; это расстояние не может быть уменьшено до 50 м, поскольку такой вариант предусмотрен для отдельно стоящих 1-2 этажных зданий, к которым согласно примечанию 2 Таблицы 4 СП 36.13330.2012 следует относить здание или строение, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений.
Заинтересованные лица Администрация Гурьевского муниципального округа, Гурьевский окружной Совет депутатов, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили.
С учетом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административных истцов, представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные административные исковые требования удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года в„– 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Карта функциональных зон городского округа содержится в генеральном плане городского округа (пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом действующее градостроительное законодательство не возлагает на уполномоченный орган обязанности обеспечить установление функциональной зоны применительно к виду разрешенного использования земельного участка. Градостроительным Кодексом РФ закреплена первичность генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Установлено, что К.Е.А., К.В.А., К.В.М. являются собственниками земельных участков, расположенных в <адрес>: К.Е.А. - по <адрес>: участок в„– площадью 1100 кв. м; в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; К.В.А. - по <адрес>: участок в„– площадью 1000 кв. м, участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1035 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; участок в„– площадью 1000 кв. м; К.В.М. - по <адрес>: участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 500 кв. м; участок в„– площадью 450 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 400 кв. м; участок в„– площадью 413 кв. м, что подтверждается выписками из ЕГРН, свидетельствами о государственной регистрации права.
Земельные участки N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, в„– имеют вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, остальные - для индивидуального жилищного строительства.
Генеральным планом МО "Гурьевский городской округ", утвержденным решением Гурьевского окружного Совета депутатов в„– 190 от 24 января 2019 года, указанные земельные участки были отнесены к функциональной зоне "Жилая зона (сущ.)".
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года в„– 361 в Генеральный план МО "Гурьевский городской округ" внесены изменения, в том числе касающиеся функциональной зоны в отношении земельных участков N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N. Указанным нормативным актом они отнесены к функциональной зоне "Производственная зона (сущ.)", не предусматривающей жилищного строительства.
Процедура принятия и опубликования постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года в„– 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" являлась предметом проверки по административным делам в„– 3а-25/2022, 3а-26/2022, в„– 3а-9/2022, рассмотренных Калининградским областным судом.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Поскольку К.Е.А., К.В.А., К.В.М. являются собственниками земельных участков, в отношении которых оспариваемым нормативным актом изменена функциональная зона, следует признать, что им затрагиваются их права и законные интересы, и они вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Относительно доводов о незаконности отнесения перечисленных выше земельных участков к функциональной зоне "Производственная зона (сущ.)" суд приходит к следующему.
Изменение функциональной зоны уполномоченный орган обосновывает необходимостью соблюдения минимального расстояния до магистрального трубопровода, установленных СП 36.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*".
Как следует из материалов дела, в границах населенного пункта Голубево проходит принадлежащий ООО "Лукойл-Калининградморнефтепродукт" магистральный нефтепровод, имеющий диаметр 426 мм, являющийся опасным производственным объектом. Исходя из его технических характеристик, минимально допустимое расстояние от его оси до жилых построек составляет 100 м согласно пункту 1 Таблицы 4 СП 36.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*".
В зоне минимального расстояния в 100 м от оси нефтепровода находятся (полностью или частично) земельные участки N, N, N, N, N, N, N, N, N, N; N, N, N. С учетом приведенных выше положений СП 36.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" следует признать, что установление функциональной зоны, не допускающей размещение объектов жилого, социально-культурного назначения, является обоснованным, отвечающим публичным интересам обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Довод представителя административных истцов о том, что индивидуальные жилые дома могут быть отнесены к отдельно стоящим зданиям, и в этой связи, исходя из пункта 2 Таблицы 4 СП 36.13330.2012, минимальное расстояние до оси нефтепровода может быть сокращено до 50 м, отвергается, поскольку, согласно приложению 2 к Таблице 4, под отдельно стоящим зданием или строением следует понимать здание или строение, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений. Спорные же участки находятся к границах населенного пункта, в связи с чем возведенные на них строения не могут быть отнесены к отдельно стоящим зданиям.
Остальные земельные участки N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; в„– находятся на расстояниях больше минимального в 100 м, и оснований для изменения в отношении них функциональной зоны не усматривается.
При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года в„– 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; в„– к функциональной зоне "Производственная зона (сущ.)".
Поскольку нормативный акт применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, его следует признать недействующим и не подлежащим применению с даты вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление К.Е.А., К.В.А., К.В.М. удовлетворить частично.
Признать недействующим и не подлежащим применению с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2021 года в„– 361 "О внесении изменений в генеральный план Гурьевского городского округа" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; N; в„– к функциональной зоне "Производственная зона (сущ.)".
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.
Решение в части отмены оспоренного нормативного правового акта подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Министерства градостроительной политики Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2023 года.

Судья
Д.В. Шубин


------------------------------------------------------------------