Решение Калининградского областного суда от 29.06.2023 по делу N 3а-172/2023 <О признании недействующим пункта 10559 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26.12.2019 N 204>



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2023 г. по делу в„– 3а-172/2023

(УИД: 39OS0000-01-2023-000120-65)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Д. об оспаривании нормативного акта приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204,

установил:

Д. обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилых помещений: КН <...>, площадью 95,8 кв. м, расположенного по адресу: <...> и КН <...>, площадью 31,5 кв. м, расположенного по адресу: <...>. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204 под пунктами в„– 10558 и в„– 10559 указанные помещения включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Полагает, что указанные объекты не соответствуют критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, их обследование до издания оспариваемого нормативного акта не проводилось, в связи с чем последний противоречит действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере. Вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда по делу в„– 3а-125/2023 года признаны не действующими с даты принятия пункт 11340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, пункт 12218 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199, то есть в отношении объекта КН <...>. Просит признать недействующими и отменить п.п. 10558, 10559 Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204.
Административный истец Д., будучи надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, участие представителя, имеющего юридическое образование, в судебном заседании не обеспечила.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Согласно данным ей пояснениям и письменным возражениям, в конце 2019 года администрацией МО "Зеленоградский городской округ" Министерству был представлен Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в который были включены помещения КН <...> и КН <...>; в данном документе указано, что последнее помещение используется под парикмахерскую "Мария". Не доверять предоставленным администрацией данным оснований не имелось. Эти сведения послужили основанием для включения указанных помещений в Перечень на 2020 год.
Заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.ст. 400-401 Налогового кодекса РФ в налоговом периоде 2020 года Д. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого помещения, а также решение уполномоченного органа об определении вида фактического использования объекта недвижимости до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования (строений, сооружений) и помещений, при условии, что содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
В соответствии с п.п. 10, 11 Постановления Правительства Калининградской области от 01.07.2016 в„– 330 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения" Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда, в том числе, техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Как следует из п.п. 13, 15 этого порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование), определения вида фактического использования объектов нежилого фонда.
Согласно пп. 96 п. 12 Положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, утв. Постановление Правительства Калининградской области от 27.02.2019 в„– 136, данное ведомство определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Установлено, что в налоговом периоде 2020 года Д. являлась собственником нежилых помещений: КН <...>, площадью 95,8 кв. м, расположенного по адресу: <...> и КН <...>, площадью 31,5 кв. м, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Оба помещения находятся в здании КН 39:05:010130:15, имеющем назначение "многоквартирный дом", которое находится на земельном участке КН 39:05:010130:1, имеющим вид разрешенного использования - для обслуживания существующего жилого дома со встроенными нежилыми помещениями.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204 под пунктами в„– 10558 и в„– 10559 указанные помещения включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Калининградского областного суда от 27 марта 2023 года по административному делу в„– 3а-125/2023 признаны не действующими с даты принятия пункт 11340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, пункт 12218 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199, в остальной части в удовлетворении административного иска отказано, то есть суд пришел к выводу о необоснованности включения в Перечни на 2021, 2022 г.г. объекта КН <...>.
В отношении нежилого помещения КН <...>, площадью 95,8 кв. м, суд пришел к выводу о том, что более 20% от его общей площади с 2014 года использовалось для размещения объекта торговли - магазина "Цветочная лавка", что подтверждается, в том числе, сведениями из открытых источников, к которым относится и информация, размещенная в сети "Интернет".
Стороной административного ответчика не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих фактическое использование более 20% площади нежилого помещения КН <...>, площадью 31,5 кв. м, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В качестве такового не может быть признан Перечень на налоговый период 2020 года, составленный администрацией МО "Зеленоградский городской округ", в связи со следующим.
Из приведенных выше положений Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения следует, что обследование объектов для проверки их соответствия требованиям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, проводится Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, данное ведомство не вправе делегировать эти полномочия органам местного самоуправления. В этой связи список или перечень объектов, составленный органом местного самоуправления без дополнительной проверки фактического их использования и ссылок на конкретные документы, сам по себе достаточным основанием для включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утверждаемый приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, не является.
В рамках настоящего административного дела сторонами не представлено сведений и подтверждающих их доказательств того, что в налоговом периоде 2020 года помещения КН <...>, КН <...> имели другой правовой статус и характеристики, отличные от установленных при рассмотрении дела в„– 3а-125/2023.
Таким образом, административные исковые требования Д. подлежат удовлетворению в части исключения помещения КН <...> из Перечня на 2020 год, в остальной части в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Д. удовлетворить частично.
Признать не действующим с даты принятия пункт 10559 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 4 июля 2023 года.

Судья
Д.В. Шубин


------------------------------------------------------------------