Решение Калининградского областного суда от 29.06.2023 по делу N 3а-168/2023 <О признании недействующими пункта 104 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16.12.2020 N 177, пункта 6655 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 N 199, пункта 6432 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28.12.2022 N 248>



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2023 г. по делу в„– 3а-168/2023

(УИД: 39OS0000-01-2023-000114-83)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С. о признании недействующими приказов Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, от 27 декабря 2021 года в„– 199, от 28 декабря 2022 года в„– 248 в части,

установил:

С. обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилого помещения КН <...>, расположенного по адресу: <...>. Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, от 27 декабря 2021 года в„– 199, от 28 декабря 2022 года в„– 248 указанное нежилое помещение включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021-2023 годы. Указанное помещение находится на первом этаже многоквартирного дома, отдельного входа не имеет и фактически используется ее супругом ИП Саламатиным М.В. для личных целей, а именно для хранения части товара и документации, что отражено в акте выездной проверки, проведенной административным ответчиком 03 февраля 2023 года. До указанной даты проверок фактического использования принадлежащего ей нежилого помещения не проводились. 27 февраля 2023 года Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области было проведено заседание комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования объектов нежилого фонда, на котором принято решение не исключать нежилое помещение КН <...> из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Полагает включение нежилого помещения КН <...> в указанные перечни незаконным, противоречащим положениям ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ. Просит признать недействующими п. 104 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, п. 6655 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, п. 6432 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденные Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, от 27 декабря 2021 года в„– 199, от 28 декабря 2022 года в„– 248 соответственно.
Представитель административного истца С. К. административные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям и пояснила, что супруг С. занимается производством сельскохозяйственной продукции. Ранее он, будучи индивидуальным предпринимателем, занимался торговлей элементами питания, однако, спорное помещение никогда не использовал для торговли, в том числе онлайн, посредством сети Интернет. В налоговые периоды 2021-2023 г.г. помещение КН <...> использовалось и используется для хранения как личных вещей административного истца, так и товара ИП Соломатина М.В.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. административные исковые требования не признала. Согласно техническому паспорту, составленному в 2009 году, помещение КН <...> является административным. В 2023 году было проведено его обследование, которым установлено, что оно используется одновременно как торговое и офисное. Исходя из его обстановки, есть основания полагать, что оно используется для торговли через сеть Интернет.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.ст. 400-401 Налогового кодекса РФ С. является плательщиком налога на имущество физических лиц в налоговые периоды 2021-2023 г.г.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого помещения, а также решение уполномоченного органа об определении вида фактического использования объекта недвижимости до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования (строений, сооружений) и помещений, при условии, что содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с п.п. 10, 11 Постановления Правительства Калининградской области от 01.07.2016 в„– 330 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения" Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда, в том числе, техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п.п. 13, 15 этого порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование), определения вида фактического использования объектов нежилого фонда.
В силу пп. 96 п. 12 Положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, утв. Постановление Правительства Калининградской области от 27.02.2019 в„– 136, данное ведомство определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Судом установлено, что С. является собственником нежилого встроенного помещения КН <...>, расположенного по адресу: <...>, на основании договора купли-продажи от 3 мая 2011 года в„– <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 8 мая 2013 года.
Помещение КН <...> расположено в многоквартирном жилом доме КН 39:15:132513:15, который находится на земельном участке КН 39:15:132513:577, имеющем вид разрешенного использования - под многоквартирный жилой дом.
Спорное помещение включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021-2023 г.г. Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, от 27 декабря 2021 года в„– 199, от 28 декабря 2022 года в„– 248, соответственно.
До издания оспариваемых нормативных актов обследование помещения КН <...> Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области не проводилось.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 25 декабря 2009 года, помещение КН <...> имеет вид объекта учета - помещение, наименование ~ встроенное помещение. В экспликации внутренних помещений площадь его указана как "административная".
С. обращалась в комиссию по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования объектов нежилого фонда. Согласно протоколу в„– 3 от 27 февраля 2023 года, в исключении помещения КН <...> из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год отказано. В обоснование решения указано, что на момент обследования помещение используется для осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, что подтверждается товарными накладными.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, помещение КН <...> включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, как обладающее признаками офисного и торгового.
Данный довод надлежащими доказательствами не подтвержден.
До издания оспариваемых нормативных актов обследование помещения, как указано выше, не проводилось.
Из акта о фактическом использовании нежилого помещения КН <...>, составленного 3 февраля 2023 года, следует, что оно используется для осуществления деятельности индивидуального предпринимателя Саламатина М.В., основной вид деятельности которого - торговля оптовая прочими потребительскими товарами. Вместе с тем, из акта не следует, что спорное помещение или его часть используется в качестве торгового зала, так как в нем отсутствует выкладка товара с ценниками, кассовые аппараты, платежные терминалы. Довод административного ответчика о том, что помещение КН <...> используется для торговли через сеть Интернет, является предположением и какими-либо доказательствами не подтвержден.
Акт обследования от 3 февраля 2023 года не подтверждает использование помещения КН <...> для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из фотоснимков, представленных стороной административного истца, а также из акта от 3 февраля 2023 года, следует, что вход в спорное помещение осуществляется через подъезд многоквартирного жилого дома, на входной двери в помещение, неотличимой от входа в квартиру, отсутствует какая-либо вывеска либо наружная реклама.
Одного лишь назначения площадей помещения КН <...> "административное", указанное в экспликации технического паспорта, недостаточно для включения в Перечень, такое назначение не тождественно назначению "офисное". Исходя из критериев, содержащихся в статье 378.2 НК РФ, помещение и фактически не используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты в части включения спорного объекта недвижимости в Перечни следует признать недействующими с момента их принятия.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 2.1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) С. уплачена госпошлина в сумме 900 рублей, которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования С. удовлетворить.
Признать недействующими с даты принятия:
- п. 104 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177;
- п. 6655 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199;
- п. 6432 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года в„– 248.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Взыскать с Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в пользу С. в возмещение судебных расходов 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 4 июля 2023 года.

Судья
Д.В. Шубин


------------------------------------------------------------------