Приказ Министерства образования Калининградской области от 10.05.2023 N 704/1 "Об утверждении положения о порядке проведения мониторинга системы организации воспитания обучающихся общеобразовательных организаций Калининградской области"



Зарегистрировано в Правительстве Калининградской области 10 мая 2023 г. в„– ГР/406/2023
------------------------------------------------------------------

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 10 мая 2023 г. в„– 704/1

Об утверждении положения о порядке проведения мониторинга
системы организации воспитания обучающихся
общеобразовательных организаций Калининградской области

В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 747 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Планом мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года в„– 2945-р, во исполнение приказа Министерства образования Калининградской области от 21 декабря 2021 года в„– 1463/1 "Об утверждении стратегии развития воспитания обучающихся в Калининградской области", в целях реализации механизмов управления качеством образования в Калининградской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить положение о порядке проведения мониторинга системы организации воспитания обучающихся общеобразовательных организаций Калининградской области согласно приложению.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Калининградской области от 26 апреля 2022 года в„– 493/1 "Об утверждении положения о порядке проведения мониторинга системы организации воспитания обучающихся Калининградской области".
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Калининградской области С.Г. Шишко.
4. Приказ подлежит государственной регистрации.
5. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр образования
Калининградской области
С.С. Трусенёва





Приложение
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 10 мая 2023 г. в„– 704/1

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения мониторинга системы организации
воспитания обучающихся общеобразовательных организаций
Калининградской области

I. Общие положения

1. Настоящее Положение о порядке проведения мониторинга системы организации воспитания обучающихся общеобразовательных организаций Калининградской области (далее - Положение) определяет цели, задачи, порядок, содержание, организацию, показатели и сроки проведения мониторинга системы организации воспитания обучающихся общеобразовательных организаций Калининградской области (далее - Мониторинг).
2. Целью Мониторинга является объективный анализ состояния региональной системы воспитания обучающихся общеобразовательных организаций, оценка ее результативности, прогнозирование тенденций развития, принятие на основании анализа и прогноза эффективных управленческих решений, способствующих целенаправленному выбору технологий и методов воспитания обучающихся для достижения стратегических целей.
3. Проведение Мониторинга основано на принципах системности, объективности и достоверности информации, получения результатов, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений.
4. Задачами Мониторинга являются:
1) сбор, обработка и анализ информации о системе организации воспитания на основании специально разработанных показателей (в дальнейшем - динамики показателей) эффективности системы воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях;
2) накопление и систематизация информации, необходимой для развития региональной системы воспитания обучающихся;
3) выявление общеобразовательных организаций с высокой эффективностью системы воспитания для распространения лучших практик и продуктивных моделей;
4) выявление общеобразовательных организаций с низкой эффективностью системы воспитания для организации адресного методического сопровождения;
5) целенаправленное становление и развитие системы воспитания на уровне образовательных организаций;
6) формирование единого открытого пространства воспитания в системе образования Калининградской области;
7) разработка рекомендаций по повышению эффективности системы воспитания для муниципальных органов управления образованием и руководителей общеобразовательных организаций.
5. Мониторинг носит обязательный характер для всех общеобразовательных организаций Калининградской области.
6. Мониторинг проводится ежегодно по двум направлениям:
1) формирование ценностных ориентаций обучающихся;
2) профилактика деструктивного поведения обучающихся.

II. Показатели Мониторинга

7. Мониторинг проводится в соответствии с перечнем показателей для проведения Мониторинга, указанным в приложении к настоящему Положению.

III. Содержание, организация и сроки проведения Мониторинга

8. Региональным оператором по проведению Мониторинга является государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр диагностики и консультирования детей и подростков" (далее - ГАУ КО "Центр диагностики и консультирования детей и подростков").
9. К компетенции ГАУ КО "Центр диагностики и консультирования детей и подростков" в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка концептуальных основ Мониторинга;
2) организация разработки нормативных и методических материалов;
3) планирование и организация комплексных мониторинговых исследований;
4) размещение информации о результатах Мониторинга на официальном сайте Министерства образования Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
5) подготовка аналитических материалов и адресных рекомендаций муниципальным органам управления образованием; подготовка предложений по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания; организация распространения лучших воспитательных моделей и практик, а также адресное методическое сопровождение общеобразовательных организаций с низкими показателями эффективности системы воспитания.
10. Для проведения Мониторинга специалистами ГАУ КО "Центр диагностики и консультирования детей и подростков" могут быть привлечены специалисты из числа сотрудников государственного автономного учреждения Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" (далее - ГАУ КО "Институт развития образования"), образовательных организаций высшего образования, научных организаций, представителей других организаций.
11. В качестве источников информации при проведении Мониторинга могут быть использованы следующие источники информации:
1) формы федерального статистического наблюдения;
2) статистические и аналитические материалы (справки, отчеты);
3) информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации;
4) отчет о самообследовании образовательной организации;
5) материалы по результатам аналитической деятельности, содержащие управленческие решения (приказы, аналитические справки, протоколы и другие материалы).
12. Мониторинг проводится в III этапа:
1) I этап (оценка системы воспитания общеобразовательной организации).
Внесение общеобразовательной организацией детализированной информации о системе организации воспитания общеобразовательной организации (сбор первичной информации) в таблицу достижений общеобразовательной организации;
2) II этап (оценка эффективности системы воспитания общеобразовательной организации). Оценка эффективности деятельности общеобразовательной организации производится путем проверки внесенных данных в таблицу достижений общеобразовательной организации, их анализа и сопоставления в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения. Проверка осуществляется региональным оператором по проведению Мониторинга и привлеченными специалистами согласно пункту 9 настоящего Положения (сбор вторичной информации и ее анализ);
3) III этап (итоговый).
Обобщение данных по всем направлениям деятельности в разрезе каждого показателя, по каждой общеобразовательной организации, по каждому муниципальному образованию и по региону в целом.
13. Сроки проведения каждого этапа Мониторинга устанавливаются приказом Министерства образования Калининградской области.
14. Мониторинг проводится путем оценивания значения показателей, установленных пунктом 6 настоящего Положения, в соответствии с методикой расчета показателей для проведения Мониторинга, утверждаемой приказом Министерства образования Калининградской области.
15. По результатам проведения Мониторинга региональным оператором по проведению Мониторинга и специалистами из числа сотрудников ГАУ КО "Институт развития образования" разрабатываются аналитические материалы и адресные рекомендации муниципальным органам управления образованием; готовятся предложения по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания, программы реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации; организуется распространение лучших воспитательных моделей и практик, а также адресное методическое сопровождение общеобразовательных организаций с низкими показателями эффективности системы воспитания.
16. Результаты проведенного Мониторинга утверждаются приказом Министерства образования Калининградской области.
17. Результаты Мониторинга, а также аналитические материалы и адресные рекомендации, разработанные ГАУ КО "Центр диагностики и консультирования детей и подростков" и ГАУ КО "Институт развития образования", направляются в течение одного месяца руководителям муниципальных органов управления образованием Калининградской области для согласования и принятия управленческих решений.
18. По истечении отведенного времени на проведение муниципальными образованиями соответствующих мероприятий проводится анализ эффективности принятых мер.





Приложение
к положению о порядке проведения
мониторинга системы организации
воспитания обучающихся
общеобразовательных организаций
Калининградской области

ПЕРЕЧЕНЬ
показателей для проведения мониторинга системы организации
воспитания обучающихся общеобразовательных организаций
Калининградской области

Направление 1 "Формирование ценностных ориентаций обучающихся":
1. Доля обучающихся, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию.
2. Доля общеобразовательных организаций (далее - ОО), в которых реализуются программы воспитания, направленные на социальную и культурную адаптацию детей, в том числе из семей мигрантов.
3. Доля обучающихся, охваченных мероприятиями, направленными на развитие культуры межнационального общения.
4. Доля обучающихся в организациях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности.
5. Доля обучающихся, обслуженных туристическими базами и детскими оздоровительными учреждениями (лагерями), от общего количества детей.
6. Доля обучающихся, занимающихся в школьных спортивных клубах.
7. Доля граждан допризывного возраста (14-18 лет), прошедших подготовку в оборонно-спортивных лагерях, принявших участие в военно-спортивных мероприятиях, от общего числа граждан допризывного возраста.
8. Доля обучающихся, включенных в деятельность патриотических, военно-патриотических, поисковых организаций, клубов.
9. Доля школьников, участвующих в культурно-просветительских программах (в том числе программа "Пушкинская карта").
10. Доля обучающихся, принявших участие в проекте "Без срока давности".
11. Доля обучающихся, принявших участие в проекте "Орлята России".
12. Доля обучающихся, принявших участие в проекте "Я - ТЫ - ОН - ОНА - ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА".
13. Доля обучающихся, принявших участие в общероссийском общественно-государственном движении детей и молодежи "Движение Первых".
14. Доля обучающихся, принимающих участие в субботниках, трудовых десантах и др. мероприятиях.
15. Доля ОО, в которых созданы условия для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
16. Доля обучающихся, чьи родители состоят в семейных клубах, клубах по месту жительства, семейных и родительских объединениях, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ.
17. Доля обучающихся, охваченных уроками безопасности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
18. Доля ОО, в которых организовано обучение детей основам информационной безопасности на системном уровне, включая участие в уроках безопасности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и повышение медиаграмотности.
19. Доля воспитательных мероприятий, разработанных и реализованных по инициативе и при активном участии органа ученического самоуправления.
20. Доля обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования.
21. Доля родителей (по ОО), включенных в деятельность общественных объединений родителей, обучающихся (совет/общественная организация).
22. Доля обучающихся, включенных в волонтерскую деятельность.
23. Наличие в ОО театрального объединения, включенного во Всероссийский перечень (реестр) школьных театров, находящийся на сайте федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий".
24. Наличие в ОО музейного формирования, зарегистрированного на портале "Школьные музеи Российской Федерации".
Направление 2 "Профилактика деструктивного поведения обучающихся":
25. Количество/доля обучающихся, состоящих на внутришкольном учете.
26. Количество/доля обучающихся, состоящих на учете КДНиЗП.
27. Количество обучающихся, совершивших преступления.
28. Количество обучающихся, совершивших административные правонарушения и иные антиобщественные действия.
29. Количество/доля обучающихся, находящихся на учете в ПДН МВД (на конец учебного года).
30. Доля обучающихся, снятых с учета в ПДН МВД в текущем календарном году (% выбывших из них).
31. Количество случаев в ОО деструктивного проявления в поведении обучающихся, получивших резонанс в СМИ (за последние 5 лет).
32. Количество правонарушений со стороны обучающихся, связанных с курением/употреблением алкоголя.
33. Количество случаев буллинга.
34. Количество самоубийств/попыток самоубийств.
35. Количество выявленных деструктивных аккаунтов обучающихся в социальных сетях.
36. Количество педагогов-психологов, осуществляющих деятельность в ОО.
37. Количество социальных педагогов, осуществляющих деятельность в ОО.
38. Доля ОО с высоким/низким уровнем буллинга (травли).
39. Количество/удельный вес несовершеннолетних обучающихся, профилактическая работа с которыми не принесла результата.
40. Наличие в ОО программы и плана мероприятий по противодействию деструктивным проявлениям в поведении обучающихся.
41. Доля обучающихся, в отношении которых индивидуальная профилактическая работа прекращена в связи с улучшением ситуации.
42. Доля обучающихся, состоящих на профилактических учетах, вовлеченных в досуговую деятельность.
43. Доля обучающихся, состоящих на профилактических учетах, не вовлеченных в различного рода деятельность.
44. Доля обучающихся, охваченных индивидуальными профилактическими мероприятиями, осуществляемыми ОО в отношении подростков с проявлениями деструктивного поведения, обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, с низким уровнем сформированности ценностных ориентаций, от общего числа обучающихся.
45. Наличие в ОО специализированного инструментария для выявления деструктивных проявлений в поведении обучающихся.
46. Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях по профилактике деструктивного поведения.


------------------------------------------------------------------