Решение Калининградского областного суда от 12.01.2023 по делу N 3а-17/2023 <О признании недействующими Постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2021 N 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования >



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 января 2023 г. по делу в„– 3а-17/2023

(УИД: 39OS0000-01-2022-000229-13)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Ботвиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К. об оспаривании нормативных актов Генерального плана МО "Зеленоградский городской округ", Правил землепользования и застройки МО "Зеленоградский городской округ" в части,

установил:

К. обратился с административным иском в суд, указав, что 04 июля 2014 года между Администрацией МО "Зеленоградский район" и ООО "Империя" заключен договор аренды земельного участка в„– 301-КЗО/2014 N, общей площадью 53780 квадратных метров, под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионата). Соглашением в„– 99-КЗО/2015 от 27 февраля 2015 года "О внесении изменений в договор аренды земельного участка в„– 301-КЗО/2014 от 04 июля 2014 года из земельного участка с кадастровым номером в„– были выделены земельные участки, в том числе и земельный участок в„– площадью 800 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, под строительство рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельный участок дома отдыха и пансионата). С 03 декабря 2018 года она является арендатором земельного участка в„– площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: <...>, с разрешенным использованием под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионата), на основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка в„– 301-КЗ/2014 от 04 июля 2014 года. На период образования исходного земельного участка с кадастровым номером N, а также образованного из него земельного участка с кадастровым номером N, действовал Закон Калининградской области от 18 февраля 2005 года в„– 501 "О наделении муниципального образования "Зеленоградский район" статусом муниципального района и об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований, находящихся на его территории", в соответствии с которым в составе Зеленоградского муниципального района, помимо иных поселений, было образовано муниципальное образование "Зеленоградское городское поселение", в пределах которого были расположены перечисленные выше земельные участки. Генеральным планом МО "Зеленоградское городское поселение", утвержденным решением городского Совета депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" от 17 октября 2012 года в„– 157, рассматриваемая территория была включена в границы населенных пунктов и отнесена к функциональной зоне "Гостиницы и гостиничные комплексы". Кроме того, согласно карте зон с особыми условиями использования территории в составе данного генерального плана в границах рассматриваемой территории отображена I зона (зона строгого режима) горно-санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 3 февраля 1982 года в„– 130 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Зеленоградск в Калининградской области, Кашин в Калининской области, Кисегач в Челябинской области и Михайловское в Московской области", которым (в редакции до принятия постановления Правительства РФ от 22 февраля 2018 года в„– 188) Зеленоградск и прилегающая территория на побережье Балтийского моря были наделены статусом курорта, однако, при этом границы округа санитарной охраны курорта были описаны без установления их координат. С учетом отнесения рассматриваемой территории к первой зоне санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск возведение объектов капитального строительства, в том числе объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, на данной территории согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года в„– 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", на этой территории запрещалось проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. В дальнейшем Законом Калининградской области от 27 апреля 2015 года в„– 420 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Зеленоградский район" и организации местного самоуправления на объединенной территории" объединена территория муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", муниципального образования "Ковровское сельское поселение", муниципального образования "Красноторовское сельское поселение", муниципального образования "Переславское сельское поселение", муниципального образования "Сельское поселение Куршская коса" без изменения границ общей территории муниципального образования "Зеленоградский район"; городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории муниципального образования "Зеленоградский район", наделено статусом городского округа (Зеленоградский городской округ). Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2018 года в„– 188 "Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск" определены координаты границ округов санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск. При этом рассматриваемая территория отнесена ко второй зоне округа санитарной охраны, где в соответствии с пунктом 9 Режима округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 24 июня 2019 года в„– 320 был утвержден генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ". Согласно карте функциональных зон в составе этого генерального плана МО "Зеленоградский городской округ" земельный участок N, оставаясь в составе земель населенных пунктов, был отнесен к функциональной зоне делового, общественного и коммерческого назначения, где допускалось размещение объектов капитального строительства различного назначения. В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории земельные участки расположены во второй зоне горно-санитарной охраны федерального курорта Зеленоградск. Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166 утвержден генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в новой редакции, при этом территория названных земельных участков не исключена из границ населенных пунктов, однако, отнесена к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), которая не предназначена для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Согласно п. 42 Положения о территориальном планировании в составе генерального плана городского округа функциональная зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, городских лесов, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, размещения плоскостных спортивных сооружений. На основании вышеуказанного постановления Правительства Калининградской области решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области от 31 августа 2021 года в„– 99 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", согласно которым земельный участок в„– отнесен к территориальной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", предназначенной для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, городских лесов, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, размещения плоскостных спортивных сооружений. Вследствие принятия вышеуказанных нормативных актов использование принадлежащего административному истцу на праве аренды земельного участка в„– по назначению невозможно, чем нарушены его права и законные интересы. Указом Губернатора Калининградской области от 29 декабря 2018 года в„– 218 утвержден Лесной план Калининградской области на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года. В приложении в„– 1 к Лесному плану Калининградской области приведены карта-схема административного деления территории Калининградской области с указанием лесничеств (лесопарков), лесорастительных зон, лесных районов. На данной карте рассматриваемая территория обозначена как прочие земли, не входящие в состав участкового лесничества. Кроме того, в приложении в„– 1 к Лесному плану Калининградской области имеется карта-схема зон планируемого освоения лесов для различных видов их использования с дифференциацией по интенсивности освоения, на которой рассматриваемая территория также не отображена как планируемая к использованию для целей освоения лесов. Таким образом, в данном случае имеет место противоречия сведений о категории названного земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих документах на земельные участки, Лесном плане Калининградской области, с одной стороны, и государственном лесном реестре, с другой стороны. Частью 3 ст. 14 Федерального закона в„– 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года в„– 280-ФЗ) установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Поскольку право на земельный участок с кадастровым номером в„– возникло до 1 января 2016 года, генеральными планами (как ранее действовавшими, так и актуальным генеральным планом городского округа в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166) земельный участок не исключен из границ населенных пунктов, участок расположен за границами особо охраняемой природной территории федерального значения (то есть за пределами национального парка "Куршская коса"), принадлежность такого земельного участка к категории земель населенных пунктов обусловлена прямым указанием приведенных положений Федерального закона от 29 июля 2017 года в„– 280-ФЗ. 30 декабря 2021 года К. обратилась в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Дом отдыха по <...> в г. Зеленоградске Калининградской области" на земельном участке с кадастровым номером N, в чем было отказано, поскольку земельный участок в соответствии с генпланом и правилами землепользования и застройки муниципального образования располагается в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса). Полагает этот отказ является незаконным, поскольку отнесение земельного участка в„– к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) не основано на требованиях законодательства Российской Федерации. Согласно уточненным требованиям, просит признать недействующим и не подлежащим применению Генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером в„– к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)"; признать недействующими и неподлежащими применению Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденные решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" Калининградской области от 31 августа 2021 года в„– 99, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером в„– к территориальной зоне рекреационного назначения - зоне городских парков, скверов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования (индекс Р-1).
Представитель административного истца К. Ф. заявленные требования поддержал по изложенным выше основаниям.
Административные ответчики Правительство Калининградской области, окружной Совет депутатов МО "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области", будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием не заявили.
Представитель административного ответчика Министерства градостроительной политики Калининградской области Ижутина В.С. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала. Согласно данным ей пояснениям и письменным возражениям, при согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план Зеленоградского ГО Рослесхозом были представлены замечания в части выявленного пересечения земель лесного фонда с землями населенных пунктов площадью 358,2 га. Минприроды России высказалось о поддержке позиции Рослесхоза в части земель лесного фонда, а также с замечаниями о необходимости отображения на картах Проекта границ особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк "Куршская коса" и береговых полос водных объектов общего пользования. В целях урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки Министерством экономического развития Российской Федерации сводного заключения от 18.12.2020 в„– 43310-ОТ/Д27и о несогласии с Проектом, приказом Агентства от 30.12.2020 в„– 560 "О создании согласительной комиссии" создана согласительная комиссия. 25 февраля 2021 года состоялось заседание согласительной комиссии, по результатам которого было решено считать урегулированными разногласия частично, рекомендовано представить Проект на утверждение в Правительство Калининградской области, в отношении замечаний Рослесхоза составить материалы по несогласованным вопросам и план согласования указанных замечаний после утверждения Проекта. Протокол согласительной комиссии размещен в ФГИС ТП. По результатам публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы изменения в проект нормативного правового акта не вносились в связи с отсутствием замечаний. 31 марта 2021 года Правительством Калининградской области было принято постановление в„– 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ". Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 02.04.2021 под номером 3900202104020002. К. ссылается на то, что она как сторона договора аренды земельного участка с кадастровым номером в„– является субъектом отношений, регулируемых генеральным планом муниципального образования "Зеленоградский городской округ", ее права по использованию указанного земельного участка для целей строительства объекта рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения нарушены вследствие изменения генеральным планом городского округа (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2021 в„– 166) функционального зонирования территории, вследствие чего строительство на указанном земельном участке становится невозможным. Также указала, что вступившее в законную силу решение Калининградского областного суда от 23.12.2021 по делу в„– 3а-174/2021, которым удовлетворен административный иск Ершова С.Э. к Правительству Калининградской области по аналогичном спору, носит преюдициальный характер для настоящего спора. В соответствии с генеральным планом МО "Зеленоградский городской округ", утвержденным решением городского Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 24.06.2019 в„– 320 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2021 в„– 166) земельный участок с кадастровым номером в„– отнесен к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)". Указанная функциональная зона при разработке проекта Генерального плана была установлена в связи с тем, что рассматриваемая территория по материалам лесоустройства относится к землям лесного фонда. В соответствии с письмом Рослесхоза от 16.11.2020 в„– АВ-ОЗ-31/22725, направленного в рамках процедуры согласования проекта Генерального плана, проектом предусмотрено исключение земель лесного фонда из границ населенных пунктов. ФГБУ "Рослесинфорг" было проведено графическое совмещение границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа, с границами лесничеств Калининградской области и выявлено, что земли лесного фонда пересекаются с землями иных категорий, в том числе с землями населенных пунктов площадью 358,2 га, согласно перечню участков земель лесного фонда, имеющих пересечение с землями населенных пунктов, а также карт-схем пересечений, приложенных к указанному письму. Администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" рекомендовано передать информацию в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области в целях изменения документированной информации государственного лесного реестра и внесения соответствующих изменений в Лесной план Калининградской области; направить информацию в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области для содействия в урегулировании несогласованных вопросов, а именно, по результатам принятых комиссией решений в соответствии с частью 20 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", внести соответствующие изменения в Лесной план Калининградской области и направить информацию в Рослесхоз в целях внесения изменений в государственный лесной реестр. Далее, по результатам полученной от Рослесхоза информации, рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ". Поскольку несогласование одним из отраслевых федеральных органов проекта генерального плана городского округа не является безусловным основанием для направления соответствующего проекта на доработку, на основании пункта 3.9 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года в„– 460, 31.03.2021 Правительством Калининградской области было принято постановление в„– 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ". При этом, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером в„– по сведениям Рослесхоза относится к землям лесного фонда, указанный земельный участок до внесения соответствующих изменений в государственный лесной реестр правомерно был отнесен Генеральным планом к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса)". Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденным решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31.08.2021 в„– 99, земельный участок с кадастровым номером в„– отнесен к зоне Р-1 "Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования". В отношении рассматриваемого земельного участка установлена территориальная зона, соответствующая функциональному зонированию, установленному генеральным планом, градостроительным регламентом которой предусмотрены виды разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, соответствующие назначению территориальной зоны. Решением Калининградского областного суда от 23.12.2021 по делу в„– 3а-174/2021 частично удовлетворены требования Ершова С.Э. Суд признал недействующим и не подлежащим применению со дня вступления законную силу решения суда генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами в„– и в„– к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)". Согласно изложенным в мотивировочной части решения выводам суда, нарушения, допущенные при вынесении оспариваемых изменений, сводились к возникновению правовой неопределенности по использованию рассматриваемой территории, а именно, следовало либо исключить земельные участки из границ населенных пунктов и отнести их к функциональной зоне лесов, либо не согласиться с замечаниями Рослесхоза и сохранить земельные участки в границах населенного пункта, но с установлением функциональной зоны, предусматривающей строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Указанная правовая неопределенность в настоящее время устраняется Министерством в рамках ведущейся работы по внесению изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ". Поскольку до настоящего времени рассматриваемая территория числится в государственном лесном реестре, при внесении изменений в Генеральный план предусматривается отнесение спорного земельного участка в числе других земельных участков к функциональной зоне "Зона лесов", предназначенной для размещения земель государственного лесного фонда и исключения их из границ населенного пункта, которая также не предусматривает строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, обязывающих уполномоченные органы определять функциональные зоны в генеральном плане поселения или городского округа в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем. Подготовка генерального плана поселения или городского округа направлена не только на отражение существующей территории, но и на планируемое развитие этой территории. Таким образом, озелененная территория, имеющая рекреационное назначение, является объективным критерием для правомерного определения зон. Учитывая наличие противоречивой позиции органов, уполномоченных в области лесных отношений по отнесению рассматриваемой территории к землям лесного фонда, в настоящее время невозможно сделать вывод о сбалансированности публичных интересов и интересов правообладателя земельного участка с кадастровым номером N.
Заинтересованные лица администрация МО "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области", Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (Рослесхоз) о рассмотрении дела извещены надлежаще, их представители в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили. Согласно письменному отзыву Рослесхоза, данный орган власти оставляет разрешение данного спора на усмотрение суда. Согласно информации, предоставленной ФГБУ "Рослесинфорг" от 7 ноября 2022 года в„– 78-01/2480 (материалы лесоустройства 2002 года), земельный участок в„– не имеет пересечений с землями лесного фонда.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости заявленные административные исковые требования удовлетворить, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статье 23 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит, помимо иных сведений и документов, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5), карту функциональных зон поселения или городского округа, их границы и описание (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5), параметры функциональных зон в составе положения о территориальном планировании (пункт 2 части 4).
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, границы существующих населенных пунктов (пункт 2 части 8 статьи 23 ГрК РФ); особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения (пункт 5 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В частности, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
С учетом приведенных норм закона в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, высказана правовая позиция о том, что установление территориальных зон в правилах землепользования и застройки конкретизирует положения документов территориального планирования (генерального плана) в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" утвержден генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в актуальной редакции.
Постановление подписано Губернатором Калининградской области, текст постановления в полном объеме размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 2 апреля 2021 года.
Постановление вступило в силу 12 апреля 2021 года.
Правила землепользования и застройки МО "Зеленоградский городской округ" утверждены решением окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" Калининградской области от 31 августа 2021 года в„– 99.
Порядок принятия и опубликования Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166 являлись предметом проверки по административному делу в„– 3а-174/2021. Также порядок принятия и опубликования Правил землепользования и застройки МО "Зеленоградский городской округ", утвержденных решением окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" Калининградской области от 31 августа 2021 года в„– 99, проверены в рамках административного дела в„– 3а-117/2022.
Установлено, что К. является арендатором земельного участка в„– площадью 800 кв. м, разрешенное использование - под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионата), расположенного по адресу: <адрес>, на основании соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка в„– 301-КЗ/2014 от 04 июля 2014 года, соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 25 апреля 2018 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка в„– на основании соглашения в„– 99-КЗО/2015 от 27 февраля 2015 года "О внесении изменений в договор аренды земельного участка в„– 301-КЗО/2014 от 04 июля 2014 года".
Ранее, 04 июля 2014 года, между Администрацией МО "Зеленоградский район" и ООО "Империя" заключен договор аренды земельного участка в„– 301-КЗО/2014 N, общей площадью 53780 квадратных метров, под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионата).
Генеральным планом МО "Зеленоградское городское поселение", утвержденным решением городского Совета депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" от 17 октября 2012 года в„– 157, рассматриваемая территория, на которой впоследствии был сформирован также земельный участок N, была включена в границы населенных пунктов и отнесена к функциональной зоне "Гостиницы и гостиничные комплексы".
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 24 июня 2019 года в„– 320 был утвержден последующий генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ", которым эта же территория была отнесена к функциональной зоне делового, общественного и коммерческого назначения.
31 марта 2021 года Правительством Калининградской области издано Постановление в„– 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" утвержден генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ", которым земельный участок в„– отнесен к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)".
Согласно п. 42 Положения о территориальном планировании в составе генерального плана городского округа функциональная зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) предназначена для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, набережных, городских лесов, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территории, размещения плоскостных спортивных сооружений.
В соответствии с актуальными Правилами землепользования и застройки МО "Зеленоградский городской округ", утвержденных решением окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" Калининградской области от 31 августа 2021 года в„– 99, земельный участок в„– находится в территориальной зоне Р-1 - зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования. Градостроительный регламент этой зоны предусматривает размещение парков культуры и отдыха, площадок для занятий спортом, природно-познавательный туризм, улично-дорожной сети, благоустройство территории, то есть действующим градостроительным регламентом возведение капитальных строений на земельном участке в„– не предусмотрено.
Отнесение земельных участков на указанной территории, в том числе N, к зоне озелененных территорий Министерство градостроительной политики Калининградской области мотивирует неопределенностью относительно их принадлежности к лесному фонду, что послужило причиной отказа в согласовании изменений, вносимых в Генеральный план МО "Зеленоградский городской округ", со стороны Рослесхоза.
Согласно ответу Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу (Рослесхоз) исх. в„– 18273/04 от 16 декабря 2022 года с приложением графических материалов, земельный участок в„– не имеет пересечений с землями лесного фонда, что подтверждено фрагментом планшета.
Таким образом, оснований для отнесения земельного участка в„– к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), оно явно не соответствует принципу соблюдения паритета интересов правообладателя участка и публичных интересов. Аргумент административного ответчика о том, что такое функциональное зонирование отвечало интересам сохранения лесного фонда в условиях неопределенности его границ и по существу носит временный характер, принят быть не может, поскольку противоречит положениям п.п. 2 п. 5 ст. 27, ст. 101 ЗК РФ, ч. 1 ст. 21 ГрК РФ.
Согласно положениям части 3 статьи 9, частям 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Поскольку установленная в границах земельного участка в„– Правилами землепользования и застройки МО "Зеленоградский городской округ", утв. решением окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" Калининградской области от 31 августа 2021 года в„– 99 территориальная зона рекреационного назначения - зоне городских парков, скверов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования (индекс Р-1) производна от оспоренной функциональной зоны "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", то и указанный нормативный акт подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению в части установления территориальной зоны применительно к данному земельному участку.
Оспоренные нормативные акты подлежат признанию недействующими с даты вступления решения суда в законную силу, так как они применялись и на основании них были реализованы права граждан и организаций.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление К. удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению с даты вступления решения суда в законную силу:
- Постановление Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года в„– 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером в„– к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)";
- Правила землепользования и застройки МО "Зеленоградский городской округ", утвержденные решением окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" Калининградской области от 31 августа 2021 года в„– 99 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером в„– к территориальной зоне рекреационного назначения - зоне городских парков, скверов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования (индекс Р-1).
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Министерства градостроительной политики Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2023 года.

Судья
Д.В. Шубин


------------------------------------------------------------------