Решение Калининградского областного суда от 17.03.2023 по делу N 3а-67/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 2701, 2702 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26.12.2019 N 204; пунктов 8020, 8021 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16.12.2020 N 177; пунктов 2492, 2493 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 N 199>



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2023 г. по делу в„– 3а-67/2023

(УИД: 39OS0000-01-2022-000358-17)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Штефан" оспаривании нормативных актов: Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199,

установил:

ООО "Штефан" обратилась с административным иском в суд, указав, что является собственником нежилых помещений: подземный этаж в„– 2 пом. IX площадью 3582,2 кв. м КН 39:15:121613:270; подземный этаж в„– 1 пом. XII площадью 3214,1 кв. м КН 39:15:121613:271, расположенных в нежилом здании КН 39:15:121613:51 по адресу: г. Калининград, ул. Уральская. В соответствии со ст. 373, 374 НК РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. Нежилые помещения КН 39:15:121613:270, КН 39:15:121613:271 включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 гг. Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204, от 16 декабря 2020 года в„– 177, от 27 декабря 2021 года в„– 199. Включение этих объектов в Перечни является неправомерным, поскольку они не отвечают критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ. До начала налоговых периодов 2020, 2021, 2022 гг. обследование нежилых помещений КН 39:15:121613:270, КН 39:15:121613:271 уполномоченным органом не проводилось. Просит признать недействующими с даты принятия: п.п. 2701, 2702 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204; п.п. 8020, 8021 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177; п.п. 2492, 2493 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199.
Представитель административного истца ООО "Штефан" Крузман А.Х. заявленные административные исковые требования поддержал и пояснил, что при включении принадлежащих административным истцам объектов недвижимости в оспариваемые Перечни Министерством экономического развития, промышленности и торговли нарушен установленный порядок - не истребованы документы при отсутствии необходимой и достаточной информации в ЕГРН, не проведено обследование. Таким образом, фактическое использование помещений установлено не было. По критерию вида разрешенного использования земельного участка помещения КН 39:15:121613:270, КН 39:15:121613:271 не могли быть включены в Перечни, т.к. существующий вид разрешенного использования земельного участка КН 39:15:121613:29 не предусматривает размещение парковок.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. административные исковые требования не признала. Согласно письменному отзыву, помещения КН 39:15:121613:270, КН 39:15:121613:271 расположены в здании КН 39:15:121613:51 с назначением "нежилое", наименование - административное, общей площадью 23530,5 кв. м, расположенном на земельном участке КН 39:15:121606:29, имеющем вид разрешенного использования: под встроенные помещения, используемые под офис в административно-торговом комплексе. В соответствии с техническим паспортом на здание КН 39:15:121613:51 оно является многоярусной стоянкой для автомобилей в административно-торговом комплексе. При этом из 23530,5 кв. м, общей площади под офисы предусмотрено 6586,2 кв. м, или 28% от общей площади здания, под торговые - 9884,4 кв. м, или 42% от общей площади. Таким образом, здание КН 39:15:121613:51 следует отнести к категории торговли, общепита, офисам и их инфраструктуре (парковки).
Заинтересованное лицо Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "Штефан" является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п.п. 10, 11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года в„– 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы: правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п. 13 этого же Порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование).
В силу пп. 96 п. 12 Положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, утв. Постановление Правительства Калининградской области от 27.02.2019 в„– 136, данное ведомство определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Установлено, что ООО "Штефан" является собственником помещений (наименование - нежилое помещение, назначение - нежилое): подземный этаж в„– 2 пом. IX площадью 3582,2 кв. м КН 39:15:121613:270; подземный этаж в„– 1 пом. XII площадью 3214,1 кв. м КН 39:15:121613:271, расположенных в нежилом здании КН 39:15:121613:51 по адресу: г. Калининград, ул. Уральская.
Оба помещения представляют собой паркинги (стоянки для автомобилей).
Согласно инвентарному делу, здание КН 39:15:121613:51 имеет общую площадь 23530,5 кв. м. К офисным помещениям, согласно экспликации, относятся помещения общей площадью 6586,2 кв. м, что составляет 28% от общей площади здания, к торговым - 9884,4 кв. м, или 42% от общей площади.
Здание КН 39:15:121613:51 расположено на земельном участке КН 39:15:121606:29, имеющем вид разрешенного использования: под встроенные помещения, используемые под офис в административно-торговом комплексе. Такой вид разрешенного использования не вполне соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 в„– П/0412, как и предыдущему Классификатору, однако, является определенным и не предусматривает размещение иных объектов, кроме офисных.
Необходимо отметить, что паркинги - специальные помещения, оборудованные машино-местами для стоянки автомобилей, представляют особой элемент офисной инфраструктуры как составная часть комплекса, генерирующего высокий коммерческий доход.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что здание КН 39:15:121613:51 по адресу: г. Калининград, ул. Уральская, д. 18, представляет собой одновременно административно-деловой центр и торговый центр (комплекс) в соответствии с критериями, установленными п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, а помещения КН 39:15:121613:270, КН 39:15:121613:271 как составная часть офисной инфраструктуры обоснованно включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 гг.
Суд отклоняет довод административного истца о невозможности включения этих помещений в Перечни без обследования их уполномоченным органом. По смыслу приведенных выше положений Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области обследование необходимо для установления фактического использования объекта при невозможности подтвердить это обстоятельство имеющимися документами. В данном случае фактическое использование помещений КН 39:15:121613:270, КН 39:15:121613:271 - паркинг - под сомнение не ставится, а включение их в Перечни обосновано нахождением в составе административно-делового центра и торгового центра (комплекс) как составной части офисной инфраструктуры. При этом, вопреки доводу стороны административного ответчика, не имеет правового значения, какими конкретно документами располагал уполномоченный орган при издании оспариваемых нормативных актов, поскольку установленные выше обстоятельства имели место на начало отчетных периодов.
Из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12 ноября 2020 года в„– 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость.
Оспариваемые нормативные акты приняты соответствующим органом власти согласно существующим полномочиям.
Таким образом, п. 2701, 2702 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204; п.п. 8020, 8021 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177; п.п. 2492, 2493 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований ООО "Штефан" следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ООО "Штефан" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2023 года.

Судья
Д.В. Шубин


------------------------------------------------------------------