Решение Калининградского областного суда от 17.04.2023 по делу N 3а-147/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими в части Приказов Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26.07.2017 N 86 "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", от 26.12.2017 N 161 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", от 27.12.2018 N 198 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", Приказов Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26.12.2019 N 204 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", от 16.12.2020 N 177 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", от 27.12.2021 N 199 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год">



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2023 г. по делу в„– 3а-147/2023

(УИД 39OS0000-01-2023-000082-82)

Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Худоба О.В.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Корвет-Инвест" к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы, утвержденных приказами от 26 июля 2017 года в„– 86, 26 декабря 2017 года в„– 161, 27 декабря 2018 года в„– 198, 26 декабря 2019 года в„– 204, от 16 декабря 2020 года в„– 177 и от 27 декабря 2021 года в„– 199 в части включения комплекса "Корвет" с кадастровым номером 39:17:010002:69,

установил:

Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года в„– 86 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года в„– 161 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области 27 декабря 2018 года в„– 198 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Комплекс "Корвет" с кадастровым номером 39:17:010002:69, местоположение: Россия, Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Октябрьская, дом 36 включен под пунктами 5274, 10251, 10417, 13771, 15447, 16243 соответственно в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017-2022 годы.
ООО "Корвет-Инвест", являвшееся в данных налоговых периодах собственником комплекса "Корвет" с кадастровым номером 39:17:010002:69, просит признать не действующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы юридического лица как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Требования мотивированы тем, что принадлежащий административному истцу комплекс в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, не имеет назначения и наименования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, обследование с целью установления вида его фактического использования перед началом соответствующих налоговых периодов административным ответчиком не проводилось, комплекс нуждается в реконструкции и фактически не эксплуатируется с 2015 года, в этой связи его включение в оспариваемые Перечни противоречит пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Корвет-Инвест" Шушкевич Г.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске; настаивал, что комплекс не используется собственником для извлечения прибыли с 2015 года, в этой связи повышенная налоговая нагрузка на ООО "Корвет-Инвест" является несправедливой и нарушает права юридического лица, своевременно уплатившего в налоговые периоды с 2017 по 2022 годы налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости комплекса, хотя объект доходным не являлся, не использовался в экономической деятельности собственника и не соответствовал условиям включения в Перечни, установленным пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. просила в административном иске отказать, поддержала представленный письменный отзыв, согласно которому комплекс "Корвет" отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ, так как, по данным технического паспорта, площадь помещений комплекса "Корвет", предназначенных для размещения объектов общественного питания, занимает 1637,5 кв. м или 72,1% от общей площади здания; по данным из открытых источников, объект представлял собой развлекательный комплекс с кафе, рестораном, бильярдом и ночным клубом, расположен на берегу Балтийского моря в городе-курорте Светлогорске, то есть является доходной недвижимостью, что предполагает высокую его стоимость и повышенное налогообложение, которое произвольным в рассматриваемой ситуации и несправедливым по смыслу налогового законодательства не является.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 10.01.2012 в„– 7, от 23 декабря 2016 года в„– 625 и от 24 ноября 2021 года в„– 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 июня 2011 года, на 1 января 2016 года и по состоянию на 1 января 2021 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 10.01.2012 в„– 7 кадастровая стоимость комплекс "Корвет" с кадастровым номером 39:17:010002:69 была установлена в размере 57000000 руб.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года в„– 625 кадастровая стоимость комплекс "Корвет" с кадастровым номером 39:17:010002:69 была установлена в размере 113115155,2 руб.
Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года в„– 753 кадастровая стоимость комплекс "Корвет" с кадастровым номером 39:17:010002:69 установлена в размере 113304617,28 руб.
Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года в„– 336 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы:
в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1).
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: в 2016 году - 0,75 процента, в 2017 году - 1,0 процента, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году - 1,5 процента и последующие годы - 2,0 процента (пункт 2 статьи 2 Закона области).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года в„– 254 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" предусмотрено, что Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года в„– 86 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год.
Под пунктом 5274 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:17:010002:69.
Кроме того, данным Приказом признаны утратившими силу ранее действовавшие Приказы от 26.12.2016 в„– 111 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и от 30.05.2017 в„– 73 "О внесении изменений в Приказ от 26 декабря 2016 года в„– 111", которыми объект с кадастровым номером 39:17:010002:69 также был включен в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год.
Приказ от 26 июля 2017 года в„– 86 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 03 августа 2017 года.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года в„– 161 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год.
Под пунктом 10251 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:17:010002:69.
Приказ от 26 декабря 2017 года в„– 161 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28 декабря 2017 года.
Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области 27 декабря 2018 года в„– 198 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год.
Под пунктом 10417 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:17:010002:69.
Приказ от 27 декабря 2018 года в„– 198 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 29 декабря 2018 года.
На основании Указа Губернатора Калининградской области от 31 октября 2018 года в„– 178 Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области реорганизовано в Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года в„– 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года в„– 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Под пунктом 13771 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:17:010002:69.
Приказ от 26 декабря 2019 года в„– 204 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2019 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года в„– 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Под пунктом 15447 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:17:010002:69.
Приказ от 16 декабря 2020 года в„– 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года в„– 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 16243 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером 39:17:010002:69.
Приказ от 27 декабря 2021 года в„– 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение названных объектов;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения таких объектов и сопутствующей инфраструктуры.
Из материалов дела усматривается, что объект с кадастровым номером 39:17:010002:69 местоположение: Россия, Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Октябрьская, дом 36 принадлежит на праве собственности "Корвет-Инвест" с 10 марта 2004 года, год завершения строительства 1963, поставлен на кадастровый учет 17 февраля 2011 года (инвентарный номер 2-685), имеет назначение "нежилое", наименование "Комплекс "Корвет", вид разрешенного использования "нежилое", расположен на земельном участке с кадастровым номером 39:17:010002:31 (л.д. 23-24).
Земельный участок с кадастровым номером 39:17:010002:31, площадью 4600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для обслуживания зданий и сооружений", поставлен на кадастровый учет 25.09.2003 года, находится в собственности Российской Федерации с 30.11.2004 года, ограниченном арендой в пользу ООО "Корвет-Инвест" (договор аренды в„– 90-фс от 06.12.2004 года).
По сведениям ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Корвет-Инвест" является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, дополнительными видами деятельности торговля, деятельность гостиниц, ресторанов, кафе с ресторанным обслуживанием, кафетериев и услуги по доставке продуктов питания и т.п.
Как следует из письменного отзыва Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области и пояснений представителя Нагорной Н.В., административный ответчик включил здание с кадастровым номером 39:17:010002:69 в оспариваемые Перечни исходя из его предназначения согласно данным технического паспорта - размещение объектов общественного питания.
Предназначение здания для использования в целях размещения объектов общественного питания является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень, при условии, что назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение объектов общественного питания.
Из технического паспорта нежилого здания - Комплекс "Корвет" по состоянию на 15 декабря 2010 года следует, что оно состоит из объекта (Литер А), год постройки 1963, группа капитальности I, физический износ 45%, и объекта (Литер АI), год постройки до 1945, группа капитальности III, физический износ 25%.
Технический паспорт по состоянию на 15 декабря 2010 года составлен в связи с произведенной в 2010 году реконструкцией объекта с кадастровым номером 39:17:010002:69, который с 2010 года использовался для размещения объектов общественного питания, однако, в 2015 году был закрыт и не используется собственником, что административным ответчиком не оспаривается.
Согласно экспликации внутренних помещений нежилого здания с кадастровым номером 39:17:010002:69, входящие в его состав помещения имеют назначение (кв, м): кафе (47,2 + 87,3 + 44,5 + 171,4), кухни (19,7 + 30,7 + 39), кладовые (6,2 + 7,4), зал дискотеки (299,5), диско-бар (78,3), зал для бильярда (59,5), мясной цех (17,1), кондитерский цех (31,9 + 15,3), складские помещения (23,4), касса (4,4), вестибюль (72,5).
Общая площадь помещений, предназначенных для размещения объектов общественного питания, составляет 1637,5 кв. м или 72,1% от общей площади здания.
Поскольку назначение более 20 процентов общей площади здания с кадастровым номером 39:17:010002:69 документами технического учета предусмотрено для размещения объектов общественного питания, все здание в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается предназначенным для использования в указанных целях, следовательно, включение административным ответчиком в Перечни данного объекта является законным, а оспариваемые в указанной части нормативные правовые акты соответствуют приведенному выше подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, имеющему большую юридическую силу.
В такой ситуации не имеют правого значения доводы стороны административного истца о фактическом использовании объекта с кадастровым номером 39:17:010002:69, поскольку он включен в оспариваемые Перечни не по данному основанию, а по его предназначению в соответствии с документами технического учета.
Суд отклоняет доводы представителя ООО "Корвет-Инвест" Шушкевича Г.А. о несправедливом налогообложении.
Сторона административного ответчика, не оспаривая закрытие в 2015 году комплекса "Корвет", представила суду скриншоты размещенной в сети Интернет информации об использовании до 2015 года нежилого здания с кадастровым номером 39:17:010002:69, расположенного на берегу Балтийского моря в городе-курорте Светлогорске, в качестве развлекательного комплекса с кафе, рестораном, бильярдом и ночным клубом.
Данная информация из открытых источников подтверждает использование комплекса "Корвет" после его реконструкции в 2010 году по предназначению входящих в его состав помещений, указанному в документах технического учета.
Неиспользование собственником принадлежащего ему объекта после 2015 года для извлечения дохода является усмотрением административного истца, однако, это не освобождает его от обязанности уплачивать налог на имущество организаций из кадастровой стоимости нежилого здания, предназначенного для размещения объектов общественного питания, что и определяет несение по этому признаку повышенной налоговой нагрузки.
В обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость (Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года в„– 46-П).
Обоснованность включения нежилого здания с кадастровым номером 39:17:010002:69 в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы, подтверждена административным ответчиком надлежащими средствами доказывания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером 39:17:010002:69, более 20% от общей площади которого предназначено для размещения объектов общественного питания, обладает признаками, установленными подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем нормативные правовые акты в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
Взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 39:17:010002:69, имеет экономическое обоснование, принципы равенства и справедливости налогообложения, закрепленные статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, в отношении административного истца не нарушены.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования ООО "Корвет-Инвест" не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО "Корвет-Инвест" об оспаривании в части Приказов Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года в„– 86, от 26 декабря 2017 года в„– 161, от 27 декабря 2018 года в„– 198, Приказов Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26.12.2019 в„– 204, от 16.12.2020 в„– 177, от 27.12.2021 в„– 199.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 02 мая 2023 года.

Судья
А.В. Шкуратова


------------------------------------------------------------------